на главную статьи

Что такое холотропное дыхание

Холотропное дыхание (от греч. holos – целый, tropein – ведущий) «дыхание, ведущее к целостности», - методика, автором и теоретиком которой является С. Гроф.

История

Станислав Гроф, будучи психиатром и психоаналитиком, стал проводить исследовательскую деятельность с ЛСД в середине 50х годов. Довольно быстро он убедился в большом психотерапевтическом эффекте психоделических сессий. Продолжая свои исследования, Гроф столкнулся с необходимостью пересмотра фрейдиской модели психики, в которой он был воспитан, и построения новой картографии сознания для описания эффектов, возникающих во время психоделических сеансов. Создав такую модель, он описал ее в своих многочисленных трудах. Когда препарат ЛСД был запрещен в США, Гроф стал искать технику, подобную по терапевтическому воздействию. И в 1975 году, вместе с Кристиной Гроф, открыл и зарегистрировал дыхательную технику, которую назвал «холотропное дыхание». С 1975 года эта техника все больше и больше завоевывает популярность среди психотерапевтов и людей, интересующихся личностным ростом и духовным развитием.


Техника

Элементами техники являются:

- Учащенное дыхание. «При холотропном дыхании мы побуждаем людей начинать сеанс с дыхания учащенного и несколько более глубокого, связывающего вдох и выдох в непрерывном процессе дыхания. Оказавшись внутри действия, индивиды находят свой собственный ритм и способ дыхания».

- Пробуждающая воспоминания музыка. «Тщательно подобранная музыка, по всей видимости, обладает особым значением в холотропных состояниях сознания, где выполняет несколько важных функций. Она приводит в движение чувства, связанные с вытесненными воспоминаниями, выводит их на поверхность и облегчает самовыражение». Очень важно отдаться музыкальному потоку, позволить музыке резонировать во всем теле, откликаться на нее стихийно и непроизвольно...

- Энерговысвобождающая работа тела. Этот элемент необходимо применять в том случае, если дыхательный процесс не пришел к благоприятному завершению, и остаются либо неразрешенные эмоции, либо остаточное напряжение. «Общая стратегия этой работы заключается в том, чтобы попросить дышащего сосредоточить свое внимание на том месте, в котором возникли затруднения, и сделать что-либо для того, чтобы усилить физические ощущения. И в этом случае, если потребуется соответствующее внешнее воздействие, помощник помогает усилить эти ощущения».

Так же, как правило, сеансы холотропного дыхания проходят в больших группах, где участники делятся на пары, и у каждого дышащего, во время сеанса есть ситер, человек, который помогает сохранять безопасность, поддерживать дыхание и иногда осуществляет телесную работу. Сеансы холотропного дыхания могут длиться по 3-4 часа, потом дается время на рисование мандал и обсуждение того, что было.

Цель холотропного дыхания

Из названия техники следует, что целью холотропного дыхания является целостность. Холос - целый, целостный, тропос - движение, стремление, в сумме - дыхание, ведущее к целостности.

К сожалению, Стен Гроф нигде в своих многочисленных трудах прямо ни говорит о том, что такое целостность.

При этом довольно много он говорит об исцелении и целительном эффекте холотропных состояний сознания. Как правило, целительный эффект состоит в воссоединении вытесненной части сознания с осознанной. «…и, в ходе сеанса происходит так, что учащенное дыхание, растянутое на продолжительный отрезок времени, вызывает химические изменения в организме таким образом, что заблокированные физические и эмоциональные энергии организма, связанные с различными травматическими воспоминаниями, высвобождаются и становятся пригодными для внешней разрядки и обработки. Это делает возможным то, что прежде вытесненное содержание этих воспоминаний возникает в сознании и воссоединяется с ним. Поэтому происходящее является целительным событием, которое следует поддерживать…..».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью холотропного дыхания является психическое исцеление, которое, как правило, образуется посредством высвобождения эмоциональных и физических напряжений и вытесненных воспоминаний, и воссоединения их с сознанием.

Гроф много внимания уделяет эмоциональным и психосоматическим расстройствам, находя им место и подробно описывая их в разработанной им картографии сознания. Но где именно находится психическое здоровье в его модели, и каково оно, как будет выглядеть картография сознания здорового, исцеленного человека на базе его трудов определить трудно.


Терапевтические механизмы холотропного дыхания

В теории холотропного дыхания терапевтические механизмы дыхательной техники рассмотрены более подробно, чем в описании других стилей, поэтому мы сочли правильным включить сюда эту главу.

1. Активация подавленных воспоминаний, благодаря ослаблению защит психики, возникшему за счет ИСС. «Необычные состояния сознания, как правило, значительно изменяют отношение сознательной и бессознательной динамикой психики. Они ослабляют защиты и психологические сопротивления. В этих обстоятельствах обычно не только возникают подавлявшиеся воспоминания, но человек полностью переживает эмоционально значимые события прошлого в состоянии возрастной регрессии».

2. Отреагирование: «Терапевтические возможности проживания заново эмоционально значимых эпизодов детства включают несколько важных моментов. Психопатология черпает свою динамическую силу из хранилищ подавленной эмоциональной и психической энергии. В психоделической и холотропной терапии высвобождение этих энергий и их периферическая разрядка играют очень существенную роль. Традиционно такое освобождение называют отреагированием, если это связано с определенным специфическим биографическим содержанием».

«Чтобы отреагирование было полностью эффективным, терапевт должен содействовать его полному осуществлению………. Такое отреагирование может принимать весьма драматические формы и вести к временной потере контроля, неукротимой рвоте, удушающему кашлю, временной потере сознания (выпадению) и другим подобным ситуациям».

3. Осознание проявленного материала с точки зрения взрослого.

4. Полное проживание травматичного переживания. Гроф рассматривает вопрос – почему проживание болезненной ситуации прошлого должно стать непременно терапевтическим, а не травмирующим опять? И отвечает на него следующим образом: травматичная ситуация не была прожита полностью в тот момент, когда происходила и поэтому она не была психологически «переварена» и интегрирована, поэтому во время холотропного дыхания она может быть впервые пережита полностью и благодаря этому завершена и интегрирована.