на главную статьи


С. ГРОФ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ОПЫТЫ

В течение последних десяти лет моя жена Кристина и я разрабатывали действенный нефармакологический метод, который мы назвали целостной интеграцией, или холотропной терапией.

Главное кредо холотропной терапии состоит в признании потенциала необычных состояний сознания, способных к трансформации и эволюции и обладающих оздоровительным действием. Поскольку в этих состояниях сознания человеческая психика, как представляется, оказывается способной к спонтанной целительной активности, холотропная терапия использует методы активации психики и индуцирования необычных состояний сознания.

Мне бы хотелось сохранить термин «холотропная терапия» для разработанной нами процедуры, которая включает контролируемое дыхание, музыку и различные формы использования звука, а также фокусированную работу с телом. Ниже я опишу этот процесс, остановившись на некоторых его элементах.



ОЧИЩЕНИЕ ДЫХАНИЯ (ПНЕВМОКАТАРСИС)

Веками был известен фат; что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, можно оказывать влияние на состояние сознания. Процедуры, которые использовались в этих целях в древних культурах Востока, варьировались довольно широко — от активных (насильственных) вмешательств в дыхательный процесс до утонченных методов духовных практик (традиций). Например, практиковали

примитивную (непосредственную) форму крещения,

состоящую в том, что посвящаемого погружали под воду таким образом, что он практически как бы тонул и тем самым пережинал смерть и следующее за ней возрождение. В других группах неофиты приближались к переживанию смерти, задыхаясь от дыма. Глубокие изменения в сознании также могут быть вызваны изменением частоты дыхания — гипервентиляцией и, наоборот, его замедлением, а также комбинацией этих приемов. Хорошо разработанные методы индукций такого типа можно найти в древнеиндийской науке о дыхании — пранаяме.

На семинарах в Эсаленском институте (Биг Сур, Калифорния), рассчитанных на продолжительную работу в течение месяца, мы экспериментировали с различными приемами изменения дыхания, взятыми как из различных духовных практик, так и из процедур практической психотерапии гуманистической психологии. Мы пришли к заключению, что специфическая техника дыхания менее значима, чем процедура учащенного дыхания в сочетании с полной концентрацией и осознанием внутреннего процесса.

Основная стратегия холотропной терапии сводится к тому, чтобы доверять мудрости нашего тела. И, следовательно, главная рекомендация состоит в том, чтобы прислушаться к внутренним голосам организма, следовать им, а не искусственным концептуальным схемам.

Характер и направление практической работы с использованием гипервентиляции зависит от индивидуальных особенностей, и здесь могут быть описаны только наиболее общие и статистически значимые варианты. Иногда продолжительная гипервентиляция усиливает релаксацию, ощущение расширения сознания и комфорта, вызывает световые видения. Случаются сильные переживания, связанные с захватывающим чувством любви и единения со всеми людьми, природой, Космосом и Богом. Переживания такого рода обладают исключительной целительной силой, их следует поощрять и всячески способствовать их развитию (это обсуждается заранее на предварительном этапе).

Иногда сеанс может протекать о начала до конца без каких-либо эмоциональных или психосоматических сбоев. Однако в большинстве случаев начинается все с достаточно драматического опыта, который, по прошествии какого-то времени, индивидуально значимого, сменяется сильными эмоциями и развитием стереотипных паттернов мышечных напряжений.

Эмоциональные проявления имеют широкий спектр; наиболее типичные из них — гнев и агрессия, беспокойство, печаль и депрессия, чувства неудачи, униженности, вины и ничтожности. Физические проявления включают, кроме мышечного напряжения, также головные боли, перехватывание дыхания, тошноту и боли в различных частях тела, рвоту, удушье, повышенное слюноотделение, потение, сексуальные ощущения и многообразие моторных движений.

Встречаются люди, которые остаются совершенно спокойными, почти неподвижными; они могут испытывать очень глубокие переживания и при этом постороннему наблюдателю кажется, что с ними либо ничего не происходит, либо они просто спят. Другие люди сильно возбуждаются и демонстрируют повышенную моторную активность. Их трясет, скручивает, они перекатываются с боку на бок, принимают утробные позы, ведут себя, как младенцы, сражающиеся в родовых каналах, или же выглядят и действуют как новорожденные. Также довольно часто можно наблюдать движения, напоминающие ползание, плавание, копание, лазание и им подобные.

Нередко движения и жесты бывают удивительно рафинированными, сложными, специфическими и многообразными. Можно видеть странные анималистические движения, имитирующие змей, птиц и других представителей этого мира, сопровождаемые соответствующими звуками. Иногда люди непроизвольно принимают различные йогические позы, которых прежде не знали.

Мы систематически использовали музыку в программах психоделической терапии и обнаружили ее необыкновенный психотерапевтический потенциал. В работе с группами громкая динамическая музыка имеет дополнительную функцию, состоящую в том, чтобы приглушить звуки, издаваемые участниками групповой работы на различных стадиях процесса и слить их в единую художественную форму.

В холотропной психоделической терапии очень важно полностью подчиниться музыкальному потоку, позволить ему резонировать во всем теле и отвечать (реагировать) на него в спонтанной непосредственной манере. Это включает действия, немыслимые для концертного зала, где даже тихие слезы или покашливание могут стать источником неловкости. В терапии человек может дать волю всему, что возникает под действием музыки — крику или громкому смеху, любым звукам, поднимающимся на поверхность, будь то детский лепет или животные звуки, шаманическое пение или «говорение языками» (глоссолалия), странные гримасы или ритмические вращения отдельными частями тела, интенсивное дрожание, тряска, вибрация или изгибание всего тела. Исключительно важно приостанавливать любую интеллектуальную активность, связанную с звучащей музыкой, включая попытки угадать композитора или соотнести музыкальный отрывок с культурой, сравнивать его с какими-то другими музыкальными произведениями, известными слушающему, пытаться оценивать исполнение, отгадывать ключ, критиковать техническое качество записи или музыкального оборудования. Надо позволить музыке воздействовать на психику и тело совершенно спонтанным образом. И тогда музыка становится очень мощным инструментом индуцирования и поддержания необычного состояния сознания.- используемая в этих целях, она должна обладать высоким техническим качеством и достаточной мощностью, чтобы вести за собой. Комбинация музыки с гипервентиляцией приводит к взаимному обогащению приемов и оказывает воздействие удивительной силы.

Что касается специфического выбора музыки, то здесь я хотел бы подчеркнуть только главные принципы, основанные на нашем опыте.

Как правило, предпочтение следует отдавать музыке высокохудожественной, но при этом малоизвестной, не имеющей конкретного содержания. Следует избегать песен и других вокальных отрывков, в которых вербальный контекст имеет специфическое обращение или содержит какую-то определенную тему. Используя вокальные композиции, следует выбирать те, которые исполняются на незнакомом слушателям языке, чтобы человеческий голос воспринимался как неспецифический стимул. По той же причине следует избегать произведений, способных вызвать характерные интеллектуальные ассоциации.

Среди возможностей, подлежащих систематическому исследованию в холотропной терапии, следует выделить использование «белого шума». Несколько лет назад я провел предварительную работу в этом направлении в сеансах психоделической терапии, результаты которой оказались весьма интересны. Использование «белого шума» устраняет возможное программирование переживаний с помощью музыки, поскольку он («белый шум») состоит из случайных акустических символов, не имеющих специфических узоров. В психоделических сеансах большинство участников иллюзорно трансформируют такие монотонные звуки в музыкальное звучание. Эта музыка затем воспринимается как безупречно соответствующая состоянию индивида, поскольку она возникает там же, где и все другие переживания, — в человеческой психике. И если это так, то аналогичные явления мы сможем наблюдать и в сеансах холотроп ной терапии.

В период подготовки, предшествующей собственно сеансам, происходит ознакомление с развернутой картографией психики, включающей уровень биографических воспоминаний, элементы процесса смерти-рождения и спектр трансперсональных, переживаний. Разъясняется и подчеркивается, что все эти переживания абсолютно нормальны, и что они имеют место во всех группах случайной выборки среди «нормальных» индивидов. В психотерапии, основанной на вербальном методе, сопротивление приобретает форму эмоциональной и психосоматической защиты, как четко было показано Вильгельмом Райхом в его концепции «мышечной брони» (панциря). Новая эмпирическая техника, которая весьма эффективна в преодолении эмоциональных и психосоматических блокад, встречается с новой формой защиты (согласно нашему опыту) когнитивного или философского характера. Эти методы открывают доступ к тем областям опыта, который не имеет соответствующего концептуального оформления в нашей культуре. Несмотря на то, что такие формы опыта, как перинатальные и трансперсональные переживания, оказывают значительное трансформирующее и оздоровительное воздействие, рядовой представитель западной культуры стремится бороться с ними и сопротивляется им потому, что они кажутся ему странными, эксцентричными и патологичными.


Поэтому подготовительный этап является очень важной частью терапевтического процесса. В прошлом мы временами сталкивались с ситуацией, когда люди с традиционной научной подготовкой возражали против подготовительного этапа, боясь «индоктринации» и фактического индуцирования переживаний, предстоящих в процессе сеанса. Согласно моему опыту, опасность такой индоктринации минимальна. В первые годы психоделической исследовательской работы я постоянно наблюдал, как мои пациенты спонтанно и без всякого программирования начинали двигаться в направлении перинатальных и трансперсональных областей, задолго до того, как я разработал картографию бессознательного.

Мы также неоднократно наблюдали перинатальные и трансперсональные переживания, имевшие место в психоделических и холотропных сеансах, проводившихся без какой-либо подготовки. Не возникает сомнений в том, что они являются подлинными проявлениями психики, возникающими без какого-либо программирования. Необходимо рассмотреть еще один очень важный факт: в течение подготовительного периода участники сеансов знакомятся практически со всем спектром возможных переживаний, и некоторые из них могут иметь значимую личностную мотивацию. И наоборот, если не проводить такого ознакомления, не расставив акцентов и не сделав соответствующих предупреждений, то возникающие переживания могут не принести желаемых результатов и оказаться препятствием, так как в нашей культуре существует сильное противодействие переживаниям такого рода.

Другой важной частью подготовки является формальная (методическая) сторона процесса. Участников просят оставаться до конца сеанса в расслабленном положении, с закрытыми глазами, фокусировать внимание на эмоциональных и психосоматических процессах, индуцируемых дыханием и музыкой, подчиняясь им с полным доверием, без рассуждений. Не рекомендуется как-то реагировать на них или прибегать к каким-либо другим попыткам изменить переживания или воздействовать на них. Основное отношение к происходящему аналогично практике некоторых вариантов буддийской медитации — следует просто наблюдать появление переживаний, отмечать их и отпускать.

Подготовка включает также обсуждение некоторых важных правил предстоящей процедуры и принципов работы с телом... Когда закончено надлежащее обсуждение всех вышеуказанных пунктов, терапевт для его проведения должна быть достаточно изолированной от всяких внешних воздействий и такой, в которой возможна полная свобода самовыражения; прежде всего здесь имеется в виду возможность громко шуметь, если такая необходимость возникнет. На полу должно быть мягкое покрытие или матрацы и множество различных подушек из мягких материалов. Комната должна быть затемнена. Необходимо иметь достаточное количество гигиенических пакетов или полиэтиленовых мешков для тех, кого может тошнить во время сеансов.

Все участники должны быть удобно одеты. Следует снять с себя все, что может мешать дыханию и происходящему процессу: очки и контактные линзы, искусственные (зубы, тяжелые серьги, браслеты и цепочки, предметы женского белья, пояса, часы.

Представляется полезным начинать сеансы холотропной терапии с короткой медитации и релаксации. Мы обычно просим участников принять положение, в котором руки лежат вдоль тела ладонями вверх, а ноги слегка разведены. Это физическое выражение основного отношения к практической работе — открытость, восприимчивость и готовность принять. Скрещенные руки и ноги обычно выражают сопротивление или замкнутость. Если участник сеанса знаком с техникой релаксации, которая в прошлом оказалась для него эффективной, ему разрешается воспользоваться ею.

Нам нравится комбинировать холотропную работу с рисованием мандалы в соответствии с разработкой Джоан Келлог, психолога и искусствотерапевта, которая также принимала участие в проекте психоделической терапии в Психиатрическом исследовательском центре Мэриленда.

Сама процедура очень проста: человеку предлагается набор цветных мелков или специальных карандашей и большой лист бумаги с нанесенным на нам контуром круга, который предлагается заполнить любым приемлемым способом любым содержанием. Это может быть простая комбинация цветов, абстрактный рисунок, составленный из геометрических фигур или более-менее сложное изображение.

Полученная «мандала» может быть в дальнейшем подвергнута формальному анализу в соответствии с критериями, разработанными Джоан Келлог, однако мандала может быть также использована как уникальное средство документирования необычных переживаний, помогающее их интеграции. При работе в группах такое изображение формирует как бы дополнительную графическую размерность, важную для понимания необычных переживаний других людей и усиливающую сопереживание. Кроме того, некоторые мандалы побуждают к дальнейшей практической работе с использованием методов гештальт-терапии, экспрессивных танцев и других вариантов терапии. В нашем четырехнедельном семинаре в Эсаленском институте работа с мандалой была очень популярной: «мандала-журнал» (как судовой журнал) включала ежедневное рисование мандал, документирующих процесс самоанализа.

РАЗМЕРНОСТИ СОЗНАНИЯ: НОВАЯ КАРТОГРАФИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Для психиатрии и психотерапии одним из наиболее значимых результатов психоделического исследования и холотропной терапии оказался существенно новый образ психики человека. Хотя я пользуюсь, в основном, данными, полученными в ходе моих собственных исследований, выводы, вытекающие из них, непосредственно приложимы к другим областям знаний о человеке, таким, как юнгианская психология, антропология, изучение сознания лабораторными методами и танатология, которые накопили наблюдения, несовместимые с механистическим видением мира.

Поскольку бессознательное имеет сложное многоуровневое и многомерное голографическое устройство, оно представляет собой неделимый, данный в опыте континуум. Любая попытка четкого разделения и линейного описания, необходимые в дидактических целях, приводит к определенной искусственности и упрощению.

Методы, прокладывающие доступ к бессознательному, стремятся в первую очередь активизировать чувственные органы, поэтому для многих людей анализ глубинных слоев психики начинается с различных неспецифических чувственных переживаний, таких как визуализация основных цветов и геометрических узоров, различение звенящих и гудящих звуков, тактильных ощущений в различных частях тела, а также ощущение запахов и вкусов. Все они более или менее абстрактны; не обладают никаким углубленным символическим смыслом и малозначимы; через сенсорный барьер предстоит перешагнуть тому, кто начинает путешествие в глубины своей психики.

ВСТРЕЧА С РОЖДЕНИЕМ И СМЕРТЬЮ:

ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ МАТРИЦ

Наиболее характерный аспект переживаний, возникающий на этом уровне психики, связан с фокусированием внимания на физической и эмоциональной боли, болезни и одряхлении, старении, умирании смерти. Осознание смерти находит свое выражение не только в эсхатологическом содержании мышления и образах (картинах) умирающих людей и животных, разлагающихся тел, трупов, скелетов, кладбищ, похорон, но также и в глубоко переживаемой встрече со смертью, биологические и эмоциональные составляющие которой очень реальны и убедительны.

Глубинная конфронтация со смертью, характерная для этого опыта, тесно переплетается со множеством разнообразных явлений, очевидно относящихся к процессу биологического рождения. Переживая агонию и умирание, человек одновременно испытывает состояние напряженного борения за возможность быть рожденным и/или рождать. Помимо этого многие физиологические и поведенческие манифестации этих переживаний можно рассматривать как естественные производные родового

процесса.

В этом смысле вполне естественна идентификация с плодом и переживание различных сторон процесса биологического рождения, сопровождаемого вполне специфическими деталями, убедительность которых можно доказать. Составляющая смерти внутри этих переживаний может быть проявлена как одновременная или чередующаяся идентификация с болезнью, агонией или умиранием человека. Хотя весь спектр наблюдаемого опыта нельзя свести только к повторному проживанию процесса биологического рождения, родовая травма все же, как оказывается, является ядром переживаний этого уровня бессознательного. Поэтому я называю его перинатальным.

Термин перинатальный составлен из префикса peri (греч.), что означает «вокруг» или «около», и корня natalis (лат.) — «связанный с рождением». Он широко употребляется в медицине для описания процессов, непосредственно предшествующих рождению, связанных с ним или следующих за ним; так медицинские тексты говорят о перинатальном кровотечении, инфекции или мозговой травме. В отличие от традиционного использования этого термина в акушерстве я обозначаю им соответствующие переживания.

Связь между биологическим рождением и перинатальными переживаниями, о которых идет речь, достаточно глубока и специфична. Это позволяет использовать клинические стадии процесса рождения при построении концептуальной модели, которая помогает нам понимать динамику перинатального уровня бессознательного и даже делать специфические предсказания относительно процесса смерти-возрождения для различных людей.


ПЕРЕЖИВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА: АМНИОТИЧЕСКАЯ ВСЕЛЕННАЯ

Представляется, что это очень важное перинатальное переживание связано с первоначальным союзом с матерью, со стадией внутриутробного существования, когда мать и дитя образуют симбиотическое единство. Если не возникают вредные воздействия, то условия ребенка близки к оптимальным, обеспечивающим безопасность и непрерывное удовлетворение потребностей. Основные качества этого переживания — преодоление субъектно-объектной дихотомии, сильный позитивный аффект (переживание мира, безмятежности, покоя и океанического экстаза), чувства святости, нерушимости, посвященности, трансцендентальноcти пространства и времени, а также богатство прозрений космической соотнесенности.

Специфическое содержание этого опыта выражается в ситуациях, для которых характерно отсутствие границ и препятствий, например, таких, как идентификация с океаном, акватическими формами жизни или межзвездным пространством. Сюда же относятся образы природы, визуализируемые в ее лучшем проявлении (Природа-Мать), архетипические видения неба и рая. Здесь важно отметить, что только эпизоды безмятежной эмбриональной жизни сопровождаются переживаниями такого рода. Волнения внутриутробного существования ассоциируются с образами, выражающими подводную опасность, загрязнение, проявление недоброжелательности, а также с образами коварных демонов различных культур.

Этот паттерн связан с переживаниями, возникающими, как представляется, в самом начале процесса рождения, когда существовавшая до этого момента гармония начинает разрушаться. Сначала разрушение вызывается тревожными химическими сигналами, а потом — механическими сокращениями маточной мускулатуры. Эта ситуация субъективно переживается как надвигающаяся угроза. По своему содержанию эта перинатальная матрица связана с третьей клинической стадией родового процесса — фактическим рождением ребенка. На этой финальной стадии агонизирующий процесс родовой борьбы завершается: проталкивание сквозь родовые каналы достигает своей кульминации, и наивысший (предельный) накал боли, напряжения и сексуального возбуждения сменяется неожиданным облегчением и релаксацией. После обрезания пуповины, физическое отделение от матери завершается, и ребенок начинает свою новую жизнь как анатомически независимое существо.

Символическим дубликатом последней стадии рождения оказывается переживание смерти-возрождения. Парадоксально, но за этим феноменальным освобождением следует переживание надвигающейся катастрофы грандиозных масштабов. Часто это приводит к тому, что человек решительно отказывается от дальнейшей работы. Если ее удается продолжить, то возникают переживания, основным содержанием которых становится аннигиляция на всех мыслимых уровнях — физическое уничтожение, эмоциональная катастрофа, интеллектуальное поражение, моральное банкротство, осуждение на вечные муки. Такое переживание «смерти-эго», как представляется, способствует внезапному и безжалостному разрушению всех условных связей в жизни человека. Опыт тотальной аннигиляции и «попадания на космическое дно» немедленно сменяется видениями

ослепительного белого или золотистого света невероятной красоты и блеска. Это может сопровождаться появлением божественных архетипических существ, радужного спектра, сложных узоров павлиньего оперения. При этом человек переживает глубокое чувство эмоционального и духовного освобождения, искупления и спасения. Он освобождается от тревоги, беспокойства, депрессии и вины, чувствует себя очищенным и облегченным. Это сопровождается потоком положительных эмоций по отношению к себе, другим людям, жизни в целом. Мир кажется прекрасным и безопасным, и радость бытия существенно возрастает.

ПУТЕШЕСТВИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ МОЗГА:

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРНОСТИ

ПСИХИКИ

Как внутреннее, так и внешнее наше восприятие ограничено привычными пределами времени и пространства. В обычных условиях мы живо переживаем с помощью наших органов чувств только те события, которые происходят в данный момент в окружающей обстановке. Мы можем вспоминать прошлое и заглядывать в будущее или создавать их в воображении; однако прошлое и будущее недоступны непосредственному опыту.

В необычных состояниях сознания многие люди переживают вполне конкретные и реалистические эпизоды, которые они определяют как утробные и эмбриональные воспоминания. В этих состояниях нередки случаи, когда, на уровне клеточного сознания, имеет место полная идентификация со спермой и яйцеклеткой в момент оплодотворения. Иногда события исторической регрессии уходят даже глубже, и человек с определенной достоверностью переживает (вспоминает) события из жизни своих предков ил идаже такие, которые хранятся в информационных банках расового или коллективного бессознательного. Время от времени встречаются сообщения о переживаниях, связанных с идентификацией с различными представителями животного мира, эволюционной родословной или содержащие эпизоды жизни прошлых воплощений.

Трансперсональный опыт, включающий преодоления пространственных ограничений, наводит на мысль о том, что границы между человеком и остальным универсумом не фиксированы и не абсолютны. В определенных условиях оказывается возможной пространственная идентификация с любым объектом универсума, включая весь космос. Сюда же относятся переживания слияния с другим человеком и образование двойного (двойственного) единства, или принятия образа другой личности; настроенность на сознание специфической группы людей, или расширение собственного сознания до таких масштабов, что оно оказывается способным охватить (вместить) все человечество. Аналогичным образом человек может выйти за границы специфических человеческих переживаний и идентифицировать себя с животными, растениями, процессами и объектами неорганического мира. В отдельных, крайних случаях возможно переживание сознания целой биосферы, нашей планеты, или даже всей материальной вселенной.

Трансперсональные переживания имеют много непривычных свойств, которые разрушают наиболее фундаментальные предположения материалистической науки и механистического видения мира. Исследователи, которые серьезно изучали и/или переживали эти увлекательные явления, начали понимать, что попытки традиционной психиатрии отбросить их как не относящиеся к делу продукты воображения или как беспорядочную фантасмагорию, генерированную патологическими процессами мозга, неосновательны и неадекватны. Любое непредубежденное изучение трансперсональной сферы психики должно прийти к заключению, что наблюдаемые здесь яв-

ления представляют собой вызов ныотоно-картезианской парадигме западной науки.

Хотя трансперсональные переживания возникают в процессе глубинного исследования психики, их невозможно объяснить просто как внутрипсихические явления в их обычном понимании.

Самоотчеты людей, переживших эпизоды эмбрионального существования, моменты зачатия, элементы сознания на уровне клеток, ткани и органов, изобилуют медицински точными проникновениями в анатомические, физиологические и биохимические аспекты связанных с ними процессов.

Те, кому пришлось пережить эпизоды идентификации с растениями или их частями, неоднократно сообщали о своих удивительных прозрениях, касающихся таких ботанических процессов, как прорастание семени, фотосинтез в листьях, роль ауксина (ростового вещества) в процессах роста, водо- и минералообмен в корневой системе или опыление. Для переживаний, связанных с идентификациями с неживой материей или неорганическими процессами — океанской водой, огнем, молнией, вулканической деятельностью, торнадо, золотом, бриллиантами, гранитом и даже со звездами, галактиками, атомами и молекулами, — в равной степени свойственно чувство убежденности, уверенности.

Имеется еще и другая группа интересных трансперсональных явлений, которые можно не только квалифицировать, но также изучать экспериментально. Речь идет о телепатии, психодиагностике, ясновидении, яснослышании, предвидении, психометрии, опыте внетелесных состояний, путешествиях в состоянии ясновидения и других формах экстрасенсорного восприятия. Именно эта группа трансперсональных явлений неоднократно обсуждалась в академических кругах, но, к сожалению, с сильной негативной предубежденностью.

Философский вызов, связанный с этой группой наблюдений, устрашающий уже сам по себе, усугубляется еще и тем, что в необычных состояниях сознания трансперсональные переживания, соответственно отражая материальный мир, оказываются при этом глубоко связанными с другими проявлениями, содержание которых, согласно мировоззрению западной культуры, не являются объективной реальностью.

Трансперсональные переживания занимают очень специфическое положение в картографии психики человека. Коллективный — аналитический уровень и индивидуальное подсознательное биографичны по своей природе. Перинатальная динамика, как представляется, оказывается промежуточной или пограничной между персональным и трансперсональным уровнем; это отражается в ее глубокой связи с рождением и смертью — началом и концом существования человека. Трансперсональные явления раскрывают связи между индивидуальностью и космосом, которые пока еще остаются за пределами понимания. Все, что мы можем сказать сейчас, сводится к тому, что где-то в процессе перинатального развертывания происходит нечто, напоминающее лист Мебиуса: глубокая саморазведка индивидуального бессознательного оборачивается процессом случайных событий (приключений), происходящих в масштабах целого космоса, включающим в себя то, что лучше всего было бы назвать космическим сознанием, или сверхсознательным разумом.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ТЕРАПИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Практическая работа показывает, что динамическая структура психогенных симптомов содержит исключительно могущественные эмоциональные и физические энергии. Поэтому любая попытка серьезно повлиять на них исключительно проблематична. Требуется терапевтический контекст, обеспечивающий и усиливающий непосредственный опыт, чтобы получить заметные результаты в сравнительно короткий срок. Кроме того, имея в виду многоуровневый характер психогенных симптомов, концептуальные рамки врача должны включать перинатальный и трансперсональный уровни психики, без которых терапевтическая работа не может быть полностью эффективной.

Когда проблемы уходят корнями в трансперсональную сферу, окончательный результат не может быть получен до тех пор, пока человек не согласится на специфические переживания трансперсонального опыта. Здесь могут быть интенсивные переживания прошлых инкарнаций, сюжеты расового и коллективного бессознательного, а также многие другие темы. Необходимым условием успеха применяемой терапии является открытость и доверие друг к другу врача и клиента.

Когда энергия высвобождается, симптом трансформируется в осознаваемое переживание и благодаря этому может быть отработан. Очень важно, чтобы врач способствовал непроизвольному раскрытию, не вмешиваясь в процесс и специфику переживаний, какой бы характер они ни приобретали — биографический, перинатальный или трансперсональный. Врачу надлежит поддерживать процесс и в тех случаях, когда он не понимает того, что происходит, или сталкивается с происходящим впервые, вместо того, чтобы интерпретировать возникающий материал в терминах закрытой теоретической системы, — что обычно происходит в психоанализе и аналогичных подходах.

Многие наблюдения из практики холотропной и психоделической терапии совершенно несовмести мы с картезианско-ньютоновской парадигмой науки и представляют собой серьезный вызов механистической модели мира. В частности, наличие трансперсональных переживаний и их динамика требуют неотложного коренного пересмотра модели мира, созданной классической наукой. Уже невозможно продолжать считать сознание эпифеноменом материи и побочным продуктом физиологических процессов мозга. С учетом последних данных, сознание оказывается первичным атрибутом бытия и вплетено в саму материю феноменологического мира. Психика человека — не итог биографических событий его жизни, но проявление, соразмерное всему универсуму и всему бытию.

Существование и характер трансперсональных переживаний разрушают некоторые основные утверждения механистической науки. Здесь можно назвать такие, как относительность всех существующих физических границ, нелокальность связей со Вселенной, коммуникация с помощью неизвестных средств и каналов, память без материального субстрата, нелинейность времени или сознание, ассоциированное со всеми живущими организмами (включая низших животных, растения, одноклеточные организмы и вирусы) и даже с неорганической материей.

Многие трансперсональные переживания включают события из области микрокосма и макрокосма, которые не могут быть обнаружены непосредственно с помощью органов чувств, или же события, относящиеся к периоду до возникновения солнечной системы, связанные с формированием планеты Земля, появлением живых организмов, развитием центральной нервной системы и появлением человека разумного. А это, безусловно, означает, что в каждом человеке непонятным пока еще образом содержится информация обо всем мире или обо всей жизни, что человек потенциально способен контактировать с каждой из частей этого многообразия бытия, и представляет собой, в каком-то смысле, целостную косми-

ческую структуру, хотя каждый»есть всего лишь бесконечно малая ее часть, отдельная и малозначащая биологическая сущность.

Эти наблюдения противоречат подходам механистической науки, однако они могут быть успешно соотнесены с пионерскими разработками в различных научных дисциплинах, которые можно назвать началами новой парадигмы.

Теперь уже ясно, что открытия в области сознания представляют собой независимый и серьезный вклад в формирование новой парадигмы и научного мировоззрения будущего.

ГРОФ С. Трансперсональные опыты //Журнал «Человекам., 1991, №5.