Дыхательные психотехники и ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
ЛЕОНОВА И.Б. (С) 1995
Измененные состояния сознания включают в себя широкий спектр феноменов от физиологического сна до сумеречного состояния созна- ния у больных с тяжелыми формами психической патологии. Объеди- ненные в группу по одному единственному признаку - отличию от "нормального", повседневного состояния сознания - определенного уровня бодрствования, в котором живет и действует человек, они издавна привлекали внимание исследователей различных специальнос- тей. По мере накопления фактического материала, стало очевидным, что непатологические формы измененных состояний сознания играют в психической жизни человека немаловажную роль. Сон, например, яв- ляется необходимым условием жизни и здоровья человека, а наруше- ния сна - симптомом большого числа самых разнообразных заболева- ний. Изучение измененных состояний сознания, особенно в последние десятилетия, заставило ученых всерьез пересмотреть существующие взгляды на реальность и природу человека.Однако, до сих пор в исследовании сознания сохраняется весьма своеобразные методологи- ческий подход, который, с одной стороны, рассматривает его (соз- нание) как эпифеномен материи и побочный продукт физиологических процессов мозга, а с другой - изучает в отрыве от конкретного но- сителя (человека) в целом. При этом большинство исследователей упорно ищет механизмы влияния материи (организма) на сознание, связывая его нарушения с повреждением тех или иных структур и лишь констатируя факт воздействия сознания на материю. Разделив, вслед за Декартом, человека на две составляющие и ииследуя их в отрыве друг от друга, мы приходим в итоге к некоему логическому нонсенсу, когда сумма частей не равна целому: имея психологию и физиологию, мы вынуждены с прискорбием констатировать отсутствие между ними человека. Современные представления о месте и роли измененных состояний сознания в жизни и деятельности человека.
Обнадеживающие события в области постижения природы человека и его сознания начали происходить чуть более двух десятилетий на- зад. В 7О-ых годах были заново открыты и вошли в широкую психоте- рапевтическую практику дыхательные методы. В 1974 году вышла в свет книга Леонарда Орра и Сандры Рей "Возрождение в Новом Веке", в которой рассказывалось о применении в психотерапии и самопозна- нии техники "возрождения" (ребефинг), основанной на каталитичес- ком действии интенсивного дыхания в процессе интеграции сознания. Это был первый шаг: физиологический процесс дыхания изменяет сос- тояние сознания, переводя его на качественно новый уровень - ин- теграции, и интегрированное сознание перестраивает тело, восста- навливая нарушенные функции, достигая состояния целостности чело- веческой личности как таковой, и человека и Мира. Однако, ребефинг был и остается психотехникой, то есть прак- тической методикой, нацеленной на конкретный результат, а не фи- лософской концепцией, объясняющей Мир. Работами Джима Леонарда и Фила Лаута ребефинг был оформлен в стройную психотехническую систему со своей "философией для внут- реннего использования", философией принятия и трансформации в ра- дость; но эти же авторы однозначно заявляют: ребефинг не есть ле- чение, религия, психология, медицина, гипноз или что-либо иное, примыкающее к ним; но это и не их замена. Ребефинг - это совре- менный совершенный метод самопомощи, дающий человеку позитивные и глубоко детализированные представления о его разуме, теле и эмо- циях. Он дает возможность разуму и телу осторожно перестроить се- бя таким образом, чтобы увеличить ощущение счастья, эффективность деятельности и улучшить состояние здоровья. Известный трансперсональный психолог и психотерапевт, С.Гроф в своих первоначальных экспериментах по использованию дыхания в психотерапии отталкивался от работы Л.Орра и С.Рей. В конце 70-ых годов он применял интенсивное дыхание (в варианте гипервентиля- ции, т.е. форсированного выдоха) для освобождения эмоциональных напряжений, вскрывшихся, но не нашедших разрешения в сеансе пси- ходелической терапии. Вскоре после введения окончательного запре- та на применение психоделиков в психотерапии Гроф обнаружил,что интенсивное дыхание в сочетании со специально подобранной музыкой и особой предварительной подготовкой участников может вызывать переживания эффекты, аналогичные тем, которые возникали в сеансах психоделической терапии. Работая в этом направлении, С.Гроф и его сотрудники создали уникальную психотерапевтическую методику, названную ими холотроп- ной терапией (холономической интеграцией). Термин "холотропный" означает "направленный на восстановление целостности". Основная философская предпосылка такой стратегии строитс на том, что каждый человек нашей культуры функционирует гораздо ниже своих реальных потенциальных возможностей и способностей, и такое обеднение происходит потому, что индивидум идентифицирует себя только с одним из аспектов своего бытия, физического тела и эго. Эта ложная идентификация приводит к лишенному аутентичности нездоровому и неполному, обедненному образу жизни, способству развитию эмоциональных и психосоматических расстройств психоген- ного характера.Развитие симптомов дистресса, не имеющих органи- ческого происхождения, можно рассматривать как показатель того, что личность, опирающаяся на ложные предпосылки, достигла крити- ческого момента, когда с очевидностью ясно, что прежний образ жизни не только "не работает", но уже и несостоятелен. Это может сказываться на некоторых определенных областях жизни, таких как брак и секс, профессиональная деятельность, различного рода стремления и цели, или же может быть проявлено одновременно во всех областях жизни, оказывая свое разрушительное воздейс- твие.Продолжительность и глубина такого срыва вполне соотносятс (коррелируют) с развитием психотических явлений. Возникающая в результате стуация оказывается кризисной или даже критической, но и одновременно очень плодотворной, таящей большие возможности. Обнажившиеся симптомы отражают попытку организма освободить- ся от застарелых стрессов и травм и вернуться к естественному функционированию. В то же время все эти проявления по смуществу характеризуют процесс выявления истинной личности и той размер- ности бытия, которая соразмеряет человека со всем многообразием существования. Если условия благоприятны, этот процесс имеет ра- дикальный результат - разрешение проблем, психосоматическое исце- ление и эволюцию сознания, и следовательно, его можно считать исключительно благотворной, спонтанно проявленной, оздоровитель- ной деятельностью организма, которую следует всячески поощрять и поддерживать, а не подавлять. Такое понимание природы психопато- логии является основным кредо холотропной терапии. Основная цель методов практической психотерапии состоит в активизации бессознательного, освобождении Энергии, "застрявшей" в эмоциональных и психосоматических симптомах, и преобразовании стационарного баланса энергии, включенной в поток опыта (пережи- ваний). Холотропная терапия способствует активизации бессозна- тельного, оказывая столь мощное воздействие , что вызывает неор- динарные состояния сознания. Ее главное кредо состоит в признании потенциала бнеобычных состояний сознания, способных к трансформа- ции и эволюции и обладающих оздоровительным воздействием. Пос- кольку в этих состояниях сознания человеческая психика, как представляется, оказывается способной к спонтанной целительной активности, холотропная терапия испоьзует методы активизации пси- хики и индуцирования необычных состояний сознания. Это, как пра- вило, приводит к изменению динамического равновесия исходных симптомов, трансформируемых в поток необычных переживаний, исче- зающих в этом процессе. Основная стратегия холотропной терапии сводится к тому, что- бы доверять мудрости нашего тела. На многих примерах подтвержда- ется правота наблюдений Вильгельма Райха относительно того, что психологическое сопротивление и защита используют механизмы огра- ничения дыхания. Респирация - автономная функция, но и на нее можно оказывать волевое влияние; учащение ритма дыхания и усиле- ние его эффективности способствует высвобождению и проявлению ма- териала бессознательного (и сверхсознательного). Однако, в боль- шинстве случаев гипервентиляция сначала вызывает достаточно дра- матические следствия в форме интенсивных эмоциональных и психосо- матических проявлений. Здесь уместно кратко остановиться на тех ошибочных представлениях о гипервентиляции, которые укоренились в медицинской модели Запада. В учебниках по физиологии дыхания так называемый "синдром гипервентиляции" описывается как стандартный и обязательный физиологический отклик на учащенное дыхание. Сюда прежде всего относится знаменитый "кариопедальный спазм" - непро- извольное подергивание рук и ног. Симптомы "синдрома гипервентиляции" обычно рассматриваются в патологическом контексте и объясняются на языке биохимических из- менений в составе крови, таких как увеличение щелочности и пони- жение ионизации кальция. Обычно при появлении признаков гипервентиляции начинают да- вать транквилизаторы, делать внутривенные вливания кальция, нак- ладывать на лицо бумажный пакт, чтобы предотвратить снижение со- держания углекислого газа в альвеолярном воздухе. Исходя из результатов и течения сеансов холотропной терапии, такое понимание гипервентиляции неверно. Существует множество лю- дей, у которых не развивается классический "синдром гипервентиля- ции" даже после продолжительных сеансов; наоборот, они испытывают ощущение возрастающей релаксации, интенсивные сексуальные чувства и даже мистические переживания. У некоторых из них появляютс напряжения в различных частях тела, но характер этих напряжений сильно отличается от кариопедального спазма. Более того, продол- жительная гипервентиляция не только не вызывает прогрессирующего нарастания напряжения, но приводит к критической кульминации, сменяющейся глубокой релаксацией. Характер этой последовательнос- ти сопастовим с оргазмом. В дополнение к этому в повторяющихс холотропных сеансах общее количество мускульных напряжений и дра- матических эмоций, как правило, понижается. Все, что происходит в этом процессе, можно интерпретировать как стремление организма отреагировать на изменение биохимической ситуации посредством вы- несения на поверхность в достаточно стереотипной форме различных застарелых, глубоко запрятанных напряжений и освобождения от них посредством периферической разрядки. Это обычно происходит двум способами. Первый из них имеет форму катарсиса и отреагирования, которое включает тремор, подергивания, драматические телодвиже- ния, кашель, перехваты дыхания, рвотные позывы, крики и другие звуковые проявления или усиление деятельности автономной нервной системы. Этот механизм хорошо известен в традиционной психиатрии из работ Зигмунда Фрейда и Джозефа Бройера, посвященных исследо- ванию истерии. Второй механизм - принцип сравнительно новый в психиатрии и психотерапии и, как представляется, гораздо более эффективный и интересный, чем первый. В этом случае глубокие напряжения прояв- ляются в форме длительных сокращений и затянувшихся спазмов. Под- держивая такое мышечное напряжение в течение долгого времени, ор- ганизм растрачивает огромное количество скопившейся энергии и, освобождаясь от нее, облегчает свое функционирование. Типичный результат холотропного сеанса - глубокое эмоцио- нальное освобождение (разгрузка) и физическая релаксация. Таким образом, продолжительная гипервентиляция является исклюяительно мощным и действенным методом снятия стресса, способствующим эмо- циональному и психосоматическому оздоровлению. Спонтанные случаи гипервентиляции у людей, страдающих психическими заболеваниями, можно, следовательно, рассматривать как попытку самолечения. Из этого следует, что спонтанную гипервентилицию надо всячески под- держивать, а не подавлять. Характер и течение холотропного процесса зависят от индиви- дуальных особенностей человека и меняются от сеанса к сеансу. Фи- зические проявления включают, кроме мышечного напряжения, голов- ные боли и боли в разных участках тела, перехватывания дыхания6 удушье, тошноту и рвоту, повышенное слюноотделение, потливость, сексуальные ощущения и многообразие моторных движений. Все это свидетельствует о том, что изменение состояния соз- нания в процессе холотропной сессии под влиянием гипервентиляции сопровождается разнообразными изменениями физического состояния человека. Станиславом Грофом разработана захватывающе красивая и вместе с тем убедительно строгая концепция, связываю- щая все многообразие наблюдаемых феноменов и целительных эффектов в единую картину Мира, бросающую вызов господствующей научной па- радигме. Детальное изложение научно-философской теории С.Грофа выходит за рамки данного обзора, однако в контексте обсуждаемых проблем хотелось бы отметить некоторые ее положения. Наблюдения, полученные в процессе практической работы, подт- верждают идею, впервые выдвинутую Карлом Густавом Юнгом: психика располагает могущественным потенциалом самооздоравления, а источ- ником автономеых целительных сил является коллективное бессозна- тельное. Исцеление оказывается результатом диалектического взаи- модействия сознания с индивидуальным и коллективным бессознатель- ным. По Грофу это взаимодействие реализуется через включение программы "внутренний хиллер". К сожелению это понятие остается у него чисто философски-аллегорическим, лишенным структурного субс- трата и физиологического содержания. Следующими важными и взаимосвязанными концепциями являются действующая голографическая модель человеческой психики, имеющая расширенную картографию, включающую в себя, кроме биографическо- го, еще перинатальный и трансперсональный уровни. Причем, если едея перинатального уровня психики и догадки о его роли принадле- жат Отто РАнку, то трансперсональный уровень, содержание которого не связано с биографическими рамками и событиями жизни данной личности, вкючен в модель именно Грофом. Он же развил идеи Ранка, сформулировав концепцию базальных перинатальных матриц (БПМ), с патологической активацией которых связано наличие у человека тех или иных заболеваний и состояний, а коррекция этой активации при- водит к исцелению. И наконец, многие наблюдения из практики холотропной и пси- ходелической терапии, совершенно не совместимые с ньютоно-карте- зианской парадигмой западной науки и представляющие собой серьез- ный вызов механистической модели Мира, привели С.Грофа к мысли, что уже нельзя рассматривать сознание как эпифеномен материи и побочный продукт физиологических процессов мозга. С учетом пос- ледних данных сознание оказывается первичным атрибутом бытия и вплетено в саму материю феноменологического мира. Психика Челове- ка - не итог биографических событий его жизни, но проявление, со- размерное всему универсуму и всему бытию. Идеи Грофа послужили мощным катализатором исследовательской мысли во многих странах мира, в т.ч. в Россиии. Так, группа мос- ковских ребеферов, опираясь на работы С.Грофа и глубокое изучение мировых духовных традиций, создала психотехническую дыхательную методику, названную психосинтезом. В руководстве по применению методики психосинтеза в психотерапии различных психических и пси- хосоматических расстройств одтн из создателей метода - В.Майков- подробно рассматривает связь дыхания и сознания на серьезно мифо- логическом и этнологическоп материале. Обращает на себя внимание тот факт, что слова "дыхание" и "дух" - синоним жизни, однокорен- ные в подавляющем большинстве мировых языков и наречий. Эта пов- семестно наблюдаемая этимологическая связь между дыханием и жизнью не является случайной.По мнению современных иследователей тот факт, что разные по характеру феномены (психического и физио- логического порядка) имеют глубинное этимологическое родство, от- ражает не просто архаичные недифферинцированные представления на- ших предков, но указывает на реальное психофизиологическое единство, а именно - на наличие в глубинных слоях психики опреде- ленных пересечений с дыханием как соматическим прцессом, причем пересечения эти представляют собой единые функциональные образо- вания. Данная точка зрения может быть подкреплена следующим аргу- ментом. Известно, что дыхательный гомеостаз является уникальным средством регуляции гомеостаза организма в целом, ибо дыхание подчиняется двойному - соматическому и вегетативному - контролю.С общепринятой физиологической точки зрения, гипервентиляция ведет к избыточному выделению из организма углекислого газа, развитию гипокапнии со снижением парциального давления углекислого газа в альвеолярном воздухе и кислорода в артериальной крови, а также респираторному алкалозу. Некоторые исследователи прослеживали ги- первентиляционную цепочку изменений гомеостаза еще дальше, вплоть до биохимических процессов в мозге. Оказалось, что изменения здесь весьма напоминают те, которые возникают под действием пси- ходеликов. Далее В.Майков просто цитирует Грофа, говоря о том, что гипервентиляция может быть неспецифическим катализатором глу- бинных психических процессов наряду с психоделическими вещества- ми. Причем, тот факт, что аналогичные феномены наблюдаются при действии различных по природе факторов, один из которых (гипер- вентиляция) является сугубо физиологическим, свидетельствует о том, что все эти феномены и эффекты не создаются психоделическим препаратом или интенсивным дыханием, а отражают свойства, прису- щие нашей психике. На этом экскурс философа Майкова в физиологию заканчивается. Между тем известно, что действие ЛСД и его производных реа- лизуется через серотонинергическую систему. ЛСД является агонис- том-антагонистом серотонина (СТ). Другое психоделическое вещество - мескалин - похож на норадреналин и дофамин. При внимательном изучении эффектов, развивающихся во время психоделических и хо- лотропных сесий, можно выделить проявления, характерные для взаи- модействия с обеими моноаминеогическими медиаторными системами: гнев, агрессия, беспокойство, печаль и депрессия, чувство неуда- чи, вины, сменяющиеся умиротворением, успокоением, чувством об- легчения, приподнятым настроением. Заметим при этом, что антаго- нистическое действие сменяется агонистическим. Таким образом, уже из анализа феноменологии холотропного про- цесса и данных специальной литературы очевидно, что наблюдаемые события существуют не сами по себе, а реализованы через хорошо известные физиологические механизмы.
Авторский подход к дыхательной психотехнике
Современная холотропная терапия представляет собой большой набор методических версий. Строго говоря, каждый терапевт выраба- тывает свой подход в соответствии со своими возможностями и пот- ребностями конкретного пациента. Я работаю по индивидуальной методике, включающей в себя эле- менты ребефинга, пневмосинтеза и пневмокатарсиса. Основными компонентами этой методики являются связное дыха- ние, максимально возможное расслабление, тотальное внимание, сме- на контекста (трансформация в радость), активное доверие, индуци- рующая музыка, напрвленная работа с телом и рисование мандалы. При работе по данной версии музыка и рисование мандалы не являют- ся обязательными. Связное дыхание представляет собой дыхание открытым ртом без пауз между вдохом и выдохом и выдохом и вдохом. Оно включает в себя два типа. Первый тип соответствует ги- первентиляции и условно разделен на два класса. Первый класс - глубокое учащенное дыхание с активным, несколько форсированным вдохом и пассивным расслабленным выдохом. Это основной индуктор измененного состояния сознания. Второй класс - менее глубокое, но все же глубже, чем обычно, дыхание со значительно большей часто- той. Это основной инструмент интеграции в измененном состоянии сознания. Второй тип дыхания качественной отличается от первого: он не является гипервентиляцией. В нем тоже можно выделить два класса. Третий класс, или "собачка" - очень поверхностное и очень частое дыхание. Технически оно осуществляется двумя способами, в зависимости от физиологических особенностей дыхания пациента: ли- бо верхней частью грудной клетки, либо диафрагмой. Частота "со- бачьего" дыхания лимитирована только порогом импульсной активнос- ти дыхательного центра - 50 импульсов в минуту. Четвертый класс - так называемое "инжекционное" дыхание, как и остановка (задержка на длительное время) не допускаются. Первый и второй класс дыхания в ходе холотропной терапии до- водятся до уровня автоматизма, когда поддержание дыхания в необ- ходимом режиме уже не требует сознательного контроля.В таком ав- томатическом связном дыхании заложена система обратной биологи- ческой связи: без участия сознания дыхание само подстраивается под конкретную терапевтическую ситуацию. Четвертый класс дыхания возникает в ходе сесси спонтанно и допустим только в одной единственной ситуации: когда дыхание ав- томатически подавляется, чтобы не мешать глубинному потоку лич- ностно очень значимых переживаний. Третий класс является искусственным техническим приемом, своего рода "спасательным кругом", позволяющим быстро выйти из потока переживаний, ставших чрезмерно интенсивными и травмирующи- ми. Этому приему специально обучают пациентов, однако применяется он невсегда. Такая работа с дыханием обеспечивает постепенный вход в из- мененное состояние сознания, управление им и плавный мягкий выход. Максимально возможное расслабление тела предшествует дыха- тельной сессии и поддерживается на всем ее протяжении. От качест- ва расслабления во многом зависит качество процесса. Навыки расс- лабления совершенствуются в течение всего холотропного курса. Тотальное внимание является важнейшим элементом дыхательной психотехники. Хочу сразу подчеркнуть, что измененное состояние сознания, возникающее в дыхательной сессии, не является гипнотическим. Оно не создается воздействием извне, а является результатом самостоя- тельных действий пациета, находящихся под постоянным контролем его сознания. Это состояние повышенного бодрствования, предельной концентрации внимания на переживаниях внутреннего плана. Пациенту предлагается сосредоточиться на ощущениях, возникающих в его те- ле, не оценивая, отследить свою реакцию на них, а дальше неотс- тупно наблюдать за их изменениями. По сути, тотальное внимание - это интроекция, но интроекция активная. В отличие от Грофа, я предлагаю пациентам не только наблюдать и осознавать свои пережи- вания, но и творчески работать с ними. Эта творческая работа обозначается как смена контекста, или трансформация в радость. Задача: преобразовать любое переживание в радостное и получить, кроме пользы, еще и удовольствие от про- цесса. Для этого существует шутливая инструкция под названием "девяносто способов перевода любого отрицательного контекста в положительный", однако пациенты, прекрасно справляются с этой за- дачей без всяких инструкций, обнаруживая в самих себе совершенно неожиданные радующие способности. В рамках этого принципа я до- пускаю применение различных способов отреагирования, всячески по- ощряя их, а часто побуждая пациентов к этому. Все неосознанное может бытьосознано, непроявленное - проявлено, непережитое - пе- режито; ощущение полноты и радости бытия может стать всеобъемлю- щим. Активное доверие является, в первую очередь, доверием к се- бе. Все происходящее не оценивается и не критикуется, а принима- ется как должное, так как все правильно, если дыхание является связным, расслабление - максимальным, а внимание - тотальным. До- верие к методике формируется на основе разъяснения ее безопаснос- ти и возрастает в ходе процесса, по мере накопления результатов. Доверие к терапевту основано на информации о его компетентности и добросовестности. В дальнейшем это доверие многократно увеличива- ется в силу того, что отношения между терапевтом и пациентом в холотропном процессе подобны отношениям Учителя и ученика в ду- ховной практике. Перечисленные пять элементов составляют методику ребефинга. Инициирующая музыка в качестве мощного стимулятора психики, облегчающего вход в измененное состояние сознания, предложена Грофом.Это специально отобранные и скомпанованные фрагменты раз- личных музыкальных произведений, фольклорные записи , а также так называемый "белый шум", воспроизводимые на стереофонической аппа- ратуре высокой чистоты звучания. Напрвленная работа с телом представляет собой специальные приемы снятия остаточных или чрезмерно сильных напряжений и боле- вых ощущений. Техника разработана С.Грофом и применяется им толь- ко в конце сеанса. Я работаю с телом в течение всей сессии для усиления возникших ощущений и углубления измененного состояния сознания, для облегчения отреагирования и для завершения процесса. Рисование мандалы является очень глубинным, эффективным и красивым приемом завершения интеграции. Работа с мандалой предло- жена Джоан Келлог, специалистом по арт-терапии, в рамках участия в создании программыхолотропной терапии совместно с супругами Гроф. Психотерапевтический сеанс выглядит следующим образом. Ввод- ная беседа содержит вопросы и ответы, направленные на уточнение и интеграцию выявленных ситуаций, а также может включать в себя применение любых методов вербальной психотерапии. Затем пациент ложится на подстилку на спину, закрывает глаза и расслабляется. Терапевт проводит с ним вводную напрвленную медитацию, углубляю- щую расслабление и усиливающую концентрацию на внутреннем плане. После медитации начинается собственно дыхательная сессия. Сессия завершается заключительной медитацией, облегчающей выход из изме- ненного состояния сознания, и отчетом пациента, направленным на достижение интеграции. Вербальный контакт между пациентом и тера- певтом во время сессии ограничен. Средняя продолжительность сеан- са 4-5 часов.
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1. Гроф С. За пределами мозга. М.: Центр "Соцветие", 1992. 2. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследо- ваний с помощью ЛСД. М.: ИНИОН РАН, 1993. 3. Гроф С. Путешествие в поисках себя (приключения самопознания). М.: Издательство Трансперсонального института, 1994. 4. Майков В.В., Петрова В.П. Пневмосинтез: путь к интеграции. М.: 1989. 5. Леонард Дж., Лаут Ф. Ребефинг. ТФ "ИКАМ". С.-Петербург, 1993. 6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: "Прогресс", 1990. 7. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.: Издательство Московского Университета, 1992.
|