ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХИАТРИЯ Совершенно естественно, что ученые-бихевиористы и специалисты по психическим заболеваниям не впервые сталкиваются с трансперсональными переживаниями, и психоделические препараты не единственный способ, позволяющий наблюдать эти переживания. Многие из них известны веками и тысячелетиями. Описание этих переживаний можно встретить во всех священных писаниях всех великих религий мира, а также письменных документах многочисленных сект и различных религиозных движений. Они также играли решающую роль в видениях святых, мистиков и религиозных учителей. Этнографы и антропологи наблюдали и описали их в священных ритуалах аборигенов, экстатических и тайных религиях, целительской практике туземцев и обрядах инициации различных культур. Психиатры и психологи наблюдали трансперсональные феномены, не выделяя их (не идентифицируя) в своей повседневной практике среди своих пациентов, и особенно среди шизофреников. Историки, религиоведы, антропологи, экспериментирующие психиатры и психологи знают о существовании множества древних и современных способов, облегчающих доступ к трансперсональным переживанииям; такие же методы описывались выше как проводники в область перинатальных явлений. Несмотря на распространенность этих феноменов и их очевидную связь со многими сторонами человеческой жизни, почти никто не пытался серьезно рассмотреть их и включить в теорию и практику современной психологии и психиатрии. Отношение к ним со стороны большинства профессионалов определялось несколькими ограниченными подходами в оценке этих явлений. Были и такие, кто имел о них либо весьма отдаленное представление, либо просто их игнорировал. Существует еще и другая, довольно многочисленная группа профессионалов, которые считают трансперсональные феномены слишком странными и причудливыми, что не позволяет рассматривать их как варианты нормального психического функционирования. И любая манифестация такого рода получает ярлык психотического проявления. Однако все же нашлась группа специалистов, заинтересовавшаяся различными аспектами трансперсональной области и попытавшаяся серьезно понять и объяснить их. Представители этой группы не признают уникальности и специфичности явлений этой категории. С их точки зрения, трансперсональный опыт вполне укладывается в рамки старых, широко принятых парадигм и объясним на их языке. В большинстве случаев они сводят эти переживания к обусловленным биографически психодинамическим явлениям. Так, например, внутриутробные переживания (так же, как и перинатальные элементы), появляющиеся в снах и свободных ассоциациях многих пациентов, они считают просто фантазиями; различные религиозные мысли и чувства рассматривают как результат неразрешенных конфликтов, вызванных родительской авторитарностью; переживания космического единства интерпретируют как проявление первичного младенческого нарциссизма. Я в настоящее время почти не сомневаюсь в том, что они представляют собой явления родовые, общие и берут начало в глубинах бессознательного — тех областях, которые не были признаны и приняты классическим фрейдизмом. Я убежден, что они не могут быть сведены к психодинамическому уровню и адекватно объяснены в рамках концепции Фрейда. Все участники психолитических ЛСД-сеансов рано или поздно выходили за пределы психолитических переживаний и вступали в сферы перинатального и трансперсонального опыта.
|