на главную статьи



ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХИАТРИЯ

Совершенно естественно, что ученые-бихевиористы и специали­сты по психическим заболеваниям не впервые сталкиваются с трансперсональными переживаниями, и психоделические препараты не единственный способ, позволяющий наблюдать эти переживания. Многие из них известны веками и тысячелетиями. Описание этих пе­реживаний можно встретить во всех священных писаниях всех вели­ких религий мира, а также письменных документах многочисленных сект и различных религиозных движений. Они также играли решаю­щую роль в видениях святых, мистиков и религиозных учителей. Эт­нографы и антропологи наблюдали и описали их в священных ритуа­лах аборигенов, экстатических и тайных религиях, целительской практике туземцев и обрядах инициации различных культур. Пси­хиатры и психологи наблюдали трансперсональные феномены, не выделяя их (не идентифицируя) в своей повседневной практике сре­ди своих пациентов, и особенно среди шизофреников. Историки, религиоведы, антропологи, экспериментирующие психиатры и психологи знают о существовании множества древних и современных способов, облегчающих доступ к трансперсональным переживанииям; такие же методы описывались выше как проводники в область перинатальных явлений.

Несмотря на распространенность этих феноменов и их очевид­ную связь со многими сторонами человеческой жизни, почти никто не пытался серьезно рассмотреть их и включить в теорию и практи­ку современной психологии и психиатрии. Отношение к ним со сто­роны большинства профессионалов определялось несколькими ог­раниченными подходами в оценке этих явлений. Были и такие, кто имел о них либо весьма отдаленное представление, либо просто их игнорировал.

Существует еще и другая, довольно многочисленная группа про­фессионалов, которые считают трансперсональные феномены слиш­ком странными и причудливыми, что не позволяет рассматривать их как варианты нормального психического функционирования. И любая манифестация такого рода получает ярлык психотического проявления. Однако все же нашлась группа специалистов, заинтере­совавшаяся различными аспектами трансперсональной области и по­пытавшаяся серьезно понять и объяснить их. Представители этой группы не признают уникальности и специфичности явлений этой категории. С их точки зрения, трансперсональный опыт вполне ук­ладывается в рамки старых, широко принятых парадигм и объяс­ним на их языке. В большинстве случаев они сводят эти пережива­ния к обусловленным биографически психодинамическим явлениям. Так, например, внутриутробные переживания (так же, как и перина­тальные элементы), появляющиеся в снах и свободных ассоциациях многих пациентов, они считают просто фантазиями; различные ре­лигиозные мысли и чувства рассматривают как результат неразре­шенных конфликтов, вызванных родительской авторитарностью; пе­реживания космического единства интерпретируют как проявление первичного младенческого нарциссизма.

Я в настоящее время почти не сомневаюсь в том, что они пред­ставляют собой явления родовые, общие и берут начало в глубинах бессознательного — тех областях, которые не были признаны и при­няты классическим фрейдизмом. Я убежден, что они не могут быть сведены к психодинамическому уровню и адекватно объяснены в рам­ках концепции Фрейда.

Все участники психолитических ЛСД-сеансов рано или поздно выходили за пределы психолитических переживаний и вступали в сферы перинатального и трансперсонального опыта.