Станистав Гроф. Принципы холотропнои терапии
Настоящая публикация опирается на опыт тридцатилетнего изучения терапевтических возможностей измененных состояний сознания, индуцированных психоделическими средствами и другими, нефармакологическими, воздействиями.
Первые десять лет проводилась клиническая работа с психоделиками, последующие два десятилетия изучались различные альтернативные варианты сильных нефармакологических воздействий.
В частности, последние десять лет вместе с моей женой Кристиной я занимался разработкой техники, получившей название холономической интеграции, или холотропной терапии. Она включает управляемое дыхание, провоцирующую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, направленную работу с телом, рисование мандал. Пользуясь этой техникой, можно без помощи фармакологических средств усиливать весь спектр переживаний, характерных для психоделических сеансов.
В исследовательских программах с применением психоделических средств участвовали люди, принадлежащие различным категориям — от "обычных волонтеров" и пациентов психиатрических клиник до отдельных участников, среди которых встречались раковые больные.
В группе тех, кто не относился к категории "пациентов", были психиатры-клиницисты и психологи, ученые, художники, философы, теологи, студенты, сестры психиатрических больниц. Пациенты с эмоциональными расстройствами принадлежали к различным диагностическим категориям; они включали психоневротиков, алкоголиков, наркоманов, лиц с сексопатологией, с психосоматическими расстройствами, пограничных больных и шизофреников. Два основных подхода, которые были использованы в этой работе, подробно описаны в наших публикациях. На ранних этапах работы в первые годы моих психоделических исследований в Научно-исследовательском центре психиатрии в Праге (Чехословакия) я опирался на психолитический подход. Лечебная модальность включала серию от 15 до 100 ЛСД-сесий (при средней дозировке 50—200 мг), проводившихся в рамках психоаналитически ориентированной психотерапии.
После 1967 г., работая уже в США, я пользовался методом психоделического лечения; этот подход ограничивает количество сеансов, но увеличивает дозу препарата (300—500 мг). Здесь, в отличие от психолитической терапии (сосредоточенной на последовательном анализе различных уровней индивидуального бессознательного), основная задача состоит в том, чтобы усилить интенсивные трансформирующие переживания трансцендентального характера, для чего увеличиваются дозы препарата, используется стереофоническая музыка высокого качества звучания, а сами сеансы ориентированы полностью на внутренние переживания. Настоящая публикация содержит информацию, полученную на материале 3000 психоделических сеансов, проведенных мною, и 2000 протоколов сеансов, проведенных моими коллегами в Чехословакии и США.
Свою психотерапевтическую работу с ЛСД я начинал как убежденный фрейдист, преисполненный энтузиазма по поводу кажущейся объяснительной мощи психоанализа, но разочарованный и озадаченный его терапевтической неэффективностью. Побудительным мотивом к началу исследований послужила конфронтация с моим собственным бессознательным, когда я участвовал как волонтер в программе клинических ЛСД-исследований. В результате я пришел к выводу, что применение ЛСД в качестве катализатора позволяет ускорить, усилить и углубить терапевтический процесс, способствуя преодоление болезненного разрыва между теорией и практикой фрейдистского психоанализа.
Однако, приступив к использованию ЛСД в качестве терапевтического инструмента, я с очевидностью обнаружил, что не только практика, но и сама теория психоанализа нуждается в коренном изменении. Без какого-либо программирования и даже против моей воли пациенты выходили за рамки биографических областей и касались таких сфер психики, которые не обозначены в психоанализе и академической психиатрии. Более того, основные терапевтические изменения происходили не в контексте работы с травматическими событиями периода детства, а в последующих мощных трансбиографических
переживаниях, которые традиционная психиатрия предпочитает рассматривать как симптомы психических заболеваний и которые она пытается подавлять всеми возможными средствами.
Поскольку проводимое исследование связано с использованием препарата, оказывающего мощное воздействие на состояние сознания, вполне естественно возникает вопрос о том, до какой степени его применение в качестве источника данных для разработки психологической теории оказывается правомерным. Среди профессионалов преобладала тенденция рассматривать ЛСД-состояния как "токсический психоз", а переживания, индуцированные этим препаратом, — как химическую фантасмагорию, которая не имеет ничего общего с реальным функционированием сознания в гораздо более естественных обстоятельствах. Однако систематические клинические исследования показали, что ЛСД и аналогичные ему психоделики можно рассматривать как неспецифические усилители ментального процесса. Их воздействие не создаст наблюдаемые переживания, а лишь активизирует глубинные уровни бессознательного и делает содержание этих уровней доступным для сознательной обработки. Поэтому наблюдения, характерные для этих сеансов, обоснованно значимы для понимания психики человека.
Мы сумели подтвердить этот вывод в нашей работе, используя метод холотропной терапии, с помощью которого оказалось возможным вызывать явления (часто неотличимые от психоделических состояний), не прибегая к фармакологическим средствам, а лишь изменяя частоту дыхания в сочетании с соответствующей музыкой и определенной техникой работы с телом, о которой я расскажу позже. Если явления, описанные в этом сообщении, могут быть вызваны столь физиологическим способом, как гипервентиляция, то в первую очередь это говорит о том, что они отражают свойства, присущие нашей психике.
Принципы холотропной терапии исключительно просты. Клиенту предлагается принять удобную позу (например, сесть, облокотясь), закрыть глаза и сфокусировать внимание на дыхании и физических ощущениях, начав дышать несколько сильнее и чаще относительно привычного ритма дыхания.
Предварительно участник сеанса проходит психологическую подготовку, состоящую в том, что ему разъясняется необходимость поддержания аналитической активности в процессе сеанса, принятия любых переживаний с полным доверием и без каких-либо оценок. Для этого рекомендуется также воздерживаться от применения техники отреагирования или каких-либо других попыток вмешательства и воздействия на возникающие переживания. Основное отношение должно быть аналогично тому, которое рекомендуется в некоторых практиках буддийской медитации — просто наблюдать переживания, регистрировать их и не удерживать, дать им уйти.
Через некоторое время после начала сеанса, длительность которого для разных людей различна, человек начинает испытывать сильные эмоциональные переживания и развивает стереотипные паттерны мышечной защиты. По мере продолжения дыхания эмоциональное и физическое напряжение нарастают до момента спонтанного расслабления и разрешения. Как правило, физические напряжения наблюдаются в тех областях тела, куда индийская система Кундалини йоги помещает центры психической энергии, или чакры.
Эти напряжения проявляются в форме опоясывающих давлений или даже болей в голове или глазах, сдавливания горла и сжатия челюстей, тесноты в груди, сдавливания живота и нижней части тела. Постоянно наблюдаются попутно возникающие напряжения в руках и ногах, в кистях и ступнях, шее, плечах, пояснице. Это, конечно, конспективный вариант изложения. В практической работе участники сеансов демонстрируют не весь указанный спектр, а индивидуальные паттерны распределения напряжений, в которых одни области напряжены очень сильно, а другие остаются вне этих паттернов.
В традиционной психиатрии, находящейся под влиянием медицинской модели, реакция на гипервентиляцию, в частности известный "карпопедальный спазм" — сокращения мышц рук и ног, — рассматривается как принудительная физиологическая реакция на быстрое, интенсивное дыхание и определяется как "синдром гипервентиляции". Он ассоциируется с аурой тревоги и в обычной практике снимается транквилизаторами, внутривенными вливаниями кальция, дыханием в полиэтиленовый пакет, если возникает непроизвольный приступ у невротических и особенно истерических больных.
Использование гипервентиляции для терапии и самоанализа опровергает традиционный подход. Во всех группах, с которыми нам приходилось работать, всегда находились люди, которые реагировали на гипервентиляцию прогрессирующей релаксацией, ощущением расширения (выхода за привычные пределы) и визуализацией света невероятной красоты. Они заканчивали сеанс глубоким трансцендентальным переживанием космического единства. Для тех, у кого возникали физические напряжения и тяжелые эмоции, продолжение ускоренного дыхания оканчивалось характерным состоянием разрешения, которое сменялось глубокой релаксацией, умиротворенностью и безмятежностью.
Довольно часто сеанс завершался глубоким мистическим состоянием, которое может оказывать длительное благотворное воздействие и иметь большое значение для того, кто его пережил.
Парадоксально, но рутинное, репрессивное отношение традиционной психиатрии к спонтанной гипервентиляции препятствует потенциально терапевтическому процессу у пациентов-невротиков.
Во время гипервентиляции, по мере того как эмоциональные и физические напряжения усиливаются и разрешаются, человек может испытывать различные сильные переживания, которые подробнее будут описаны ниже. Можно заново пережить биографически значимые эпизоды младенчества, детства и последующей жизни; столкнуться с различными аспектами воспоминании, связанных с биологическим рождением; испытать глубокое переживание встречи со смертью или столкнуться с различного рода трансперсональными явлениями.
В холотропной терапии само по себе воздействие гипервентиляции может быть дополнительно усилено использованием специальной музыки или других вариантов звуковой технологии, разработанной различными культурами с целью изменений состояния сознания. Групповая практика также является одним из Способов интенсификации воздействия, когда участники сеансов меняются ролями — ситтеры ("сидящие-наблюдающие") становятся "переживающими", и, соответственно, наоборот.
В идеальном варианте активное дыхание само по себе приводит к разрешению всего материала бессознательного, который оказался высвобожденным и всплыл на поверхность (стал доступным). Если сеанс заканчивается, а остаточные напряжения и неприятные эмоции сохраняются, то возможно облегчение разрешения методом фокусированной (направленной) работы с телом, которую я впервые разработал для конечных периодов психоделических сеансов. Основной принцип работы на этом этапе сводится к тому, чтобы побудить нуждающегося в помощи человека полностью подчиниться всем возникающим эмоциям, ощущениям и физическим проявлениям энергии, и обнаружить соответствующий способ их выражения через звуки, гримасы, позы и движения, не пытаясь оценивать или анализировать происходящее. Функция фасилитатора состоит в том, чтобы следовать за этим энергетическим потоком и побуждать к его максимальному внешнему проявлению. Эта работа продолжается до тех пор, пока не наступят разрешение и релаксация.
Новое понимание психологии, психопатологии и психотерапии, возникшее на базе практической работы с психоделиками и опыта холотропной терапии, включает пять развернутых категорий.
1. Размерность психики и картография внутреннего пространства.
2. Архитектура психопатологии.
3. Эффективность механизмов терапии трансформации личности.
4. Стратегия терапии и самоанализа.
5. Сознание материя и природа реальности.
|