на главную статьи


Станистав Гроф. Принципы холотропнои терапии

Настоящая публикация опирается на опыт тридцатилетнего изу­чения терапевтических возможностей измененных состояний созна­ния, индуцированных психоделическими средствами и другими, не­фармакологическими, воздействиями.

Первые десять лет проводилась клиническая работа с психоде­ликами, последующие два десятилетия изучались различные альтер­нативные варианты сильных нефармакологических воздействий.

В частности, последние десять лет вместе с моей женой Кристи­ной я занимался разработкой техники, получившей название холономической интеграции, или холотропной терапии. Она включает уп­равляемое дыхание, провоцирующую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, направленную работу с телом, ри­сование мандал. Пользуясь этой техникой, можно без помощи фарма­кологических средств усиливать весь спектр переживаний, характер­ных для психоделических сеансов.

В исследовательских программах с применением психоделичес­ких средств участвовали люди, принадлежащие различным категори­ям — от "обычных волонтеров" и пациентов психиатрических кли­ник до отдельных участников, среди которых встречались раковые больные.

В группе тех, кто не относился к категории "пациентов", были психиатры-клиницисты и психологи, ученые, художники, философы, теологи, студенты, сестры психиатрических больниц. Пациенты с эмо­циональными расстройствами принадлежали к различным диагнос­тическим категориям; они включали психоневротиков, алкоголиков, наркоманов, лиц с сексопатологией, с психосоматическими расстройствами, пограничных больных и шизофреников. Два основных под­хода, которые были использованы в этой работе, подробно описаны в наших публикациях. На ранних этапах работы в первые годы моих психоделических исследований в Научно-исследовательском центре психиатрии в Праге (Чехословакия) я опирался на психолитический подход. Лечебная модальность включала серию от 15 до 100 ЛСД-сесий (при средней дозировке 50—200 мг), проводившихся в рамках психоаналитически ориентированной психотерапии.

После 1967 г., работая уже в США, я пользовался методом пси­ходелического лечения; этот подход ограничивает количество сеан­сов, но увеличивает дозу препарата (300—500 мг). Здесь, в отличие от психолитической терапии (сосредоточенной на последовательном ана­лизе различных уровней индивидуального бессознательного), основ­ная задача состоит в том, чтобы усилить интенсивные трансформиру­ющие переживания трансцендентального характера, для чего увели­чиваются дозы препарата, используется стереофоническая музыка высокого качества звучания, а сами сеансы ориентированы полнос­тью на внутренние переживания. Настоящая публикация содержит информацию, полученную на материале 3000 психоделических сеан­сов, проведенных мною, и 2000 протоколов сеансов, проведенных моими коллегами в Чехословакии и США.

Свою психотерапевтическую работу с ЛСД я начинал как убеж­денный фрейдист, преисполненный энтузиазма по поводу кажущейся объяснительной мощи психоанализа, но разочарованный и озадачен­ный его терапевтической неэффективностью. Побудительным моти­вом к началу исследований послужила конфронтация с моим собствен­ным бессознательным, когда я участвовал как волонтер в программе клинических ЛСД-исследований. В результате я пришел к выводу, что применение ЛСД в качестве катализатора позволяет ускорить, уси­лить и углубить терапевтический процесс, способствуя преодоление болезненного разрыва между теорией и практикой фрейдистского пси­хоанализа.

Однако, приступив к использованию ЛСД в качестве терапевти­ческого инструмента, я с очевидностью обнаружил, что не только прак­тика, но и сама теория психоанализа нуждается в коренном измене­нии. Без какого-либо программирования и даже против моей воли пациенты выходили за рамки биографических областей и касались таких сфер психики, которые не обозначены в психоанализе и акаде­мической психиатрии. Более того, основные терапевтические измене­ния происходили не в контексте работы с травматическими события­ми периода детства, а в последующих мощных трансбиографических

переживаниях, которые традиционная психиатрия предпочитает рас­сматривать как симптомы психических заболеваний и которые она пытается подавлять всеми возможными средствами.

Поскольку проводимое исследование связано с использованием препарата, оказывающего мощное воздействие на состояние созна­ния, вполне естественно возникает вопрос о том, до какой степени его применение в качестве источника данных для разработки психологи­ческой теории оказывается правомерным. Среди профессионалов пре­обладала тенденция рассматривать ЛСД-состояния как "токсический психоз", а переживания, индуцированные этим препаратом, — как химическую фантасмагорию, которая не имеет ничего общего с ре­альным функционированием сознания в гораздо более естественных обстоятельствах. Однако систематические клинические исследования показали, что ЛСД и аналогичные ему психоделики можно рассмат­ривать как неспецифические усилители ментального процесса. Их воз­действие не создаст наблюдаемые переживания, а лишь активизирует глубинные уровни бессознательного и делает содержание этих уров­ней доступным для сознательной обработки. Поэтому наблюдения, характерные для этих сеансов, обоснованно значимы для понимания психики человека.

Мы сумели подтвердить этот вывод в нашей работе, используя метод холотропной терапии, с помощью которого оказалось возмож­ным вызывать явления (часто неотличимые от психоделических со­стояний), не прибегая к фармакологическим средствам, а лишь изме­няя частоту дыхания в сочетании с соответствующей музыкой и опре­деленной техникой работы с телом, о которой я расскажу позже. Если явления, описанные в этом сообщении, могут быть вызваны столь физиологическим способом, как гипервентиляция, то в первую оче­редь это говорит о том, что они отражают свойства, присущие нашей психике.

Принципы холотропной терапии исключительно просты. Кли­енту предлагается принять удобную позу (например, сесть, облокотясь), закрыть глаза и сфокусировать внимание на дыхании и физи­ческих ощущениях, начав дышать несколько сильнее и чаще относи­тельно привычного ритма дыхания.


Предварительно участник сеанса проходит психологическую подготовку, состоящую в том, что ему разъясняется необходимость поддержания аналитической активности в процессе сеанса, принятия любых переживаний с полным доверием и без каких-либо оценок. Для этого рекомендуется также воздерживаться от применения техники отреагирования или каких-либо других попыток вмешательства и воздействия на возникающие переживания. Основное отношение дол­жно быть аналогично тому, которое рекомендуется в некоторых прак­тиках буддийской медитации — просто наблюдать переживания, ре­гистрировать их и не удерживать, дать им уйти.

Через некоторое время после начала сеанса, длительность кото­рого для разных людей различна, человек начинает испытывать силь­ные эмоциональные переживания и развивает стереотипные паттер­ны мышечной защиты. По мере продолжения дыхания эмоциональ­ное и физическое напряжение нарастают до момента спонтанного рас­слабления и разрешения. Как правило, физические напряжения наблю­даются в тех областях тела, куда индийская система Кундалини йоги помещает центры психической энергии, или чакры.

Эти напряжения проявляются в форме опоясывающих давлений или даже болей в голове или глазах, сдавливания горла и сжатия че­люстей, тесноты в груди, сдавливания живота и нижней части тела. Постоянно наблюдаются попутно возникающие напряжения в руках и ногах, в кистях и ступнях, шее, плечах, пояснице. Это, конечно, кон­спективный вариант изложения. В практической работе участники сеансов демонстрируют не весь указанный спектр, а индивидуальные паттерны распределения напряжений, в которых одни области напря­жены очень сильно, а другие остаются вне этих паттернов.

В традиционной психиатрии, находящейся под влиянием меди­цинской модели, реакция на гипервентиляцию, в частности известный "карпопедальный спазм" — сокращения мышц рук и ног, — рассмат­ривается как принудительная физиологическая реакция на быстрое, интенсивное дыхание и определяется как "синдром гипервентиляции". Он ассоциируется с аурой тревоги и в обычной практике снимается транквилизаторами, внутривенными вливаниями кальция, дыханием в полиэтиленовый пакет, если возникает непроизвольный приступ у невротических и особенно истерических больных.

Использование гипервентиляции для терапии и самоанализа опровергает традиционный подход. Во всех группах, с которыми нам приходилось работать, всегда находились люди, которые реагирова­ли на гипервентиляцию прогрессирующей релаксацией, ощущением расширения (выхода за привычные пределы) и визуализацией света невероятной красоты. Они заканчивали сеанс глубоким трансценден­тальным переживанием космического единства. Для тех, у кого воз­никали физические напряжения и тяжелые эмоции, продолжение ус­коренного дыхания оканчивалось характерным состоянием разреше­ния, которое сменялось глубокой релаксацией, умиротворенностью и безмятежностью.

Довольно часто сеанс завершался глубоким мистическим состо­янием, которое может оказывать длительное благотворное воздействие и иметь большое значение для того, кто его пережил.

Парадоксально, но рутинное, репрессивное отношение традици­онной психиатрии к спонтанной гипервентиляции препятствует по­тенциально терапевтическому процессу у пациентов-невротиков.

Во время гипервентиляции, по мере того как эмоциональные и физические напряжения усиливаются и разрешаются, человек может испытывать различные сильные переживания, которые подробнее будут описаны ниже. Можно заново пережить биографически значи­мые эпизоды младенчества, детства и последующей жизни; столкнуться с различными аспектами воспоминании, связанных с биологическим рождением; испытать глубокое переживание встречи со смертью или столкнуться с различного рода трансперсональными явлениями.

В холотропной терапии само по себе воздействие гипервентиля­ции может быть дополнительно усилено использованием специаль­ной музыки или других вариантов звуковой технологии, разработан­ной различными культурами с целью изменений состояния сознания. Групповая практика также является одним из Способов интенсифика­ции воздействия, когда участники сеансов меняются ролями — ситтеры ("сидящие-наблюдающие") становятся "переживающими", и, со­ответственно, наоборот.

В идеальном варианте активное дыхание само по себе приводит к разрешению всего материала бессознательного, который оказался высвобожденным и всплыл на поверхность (стал доступным). Если сеанс заканчивается, а остаточные напряжения и неприятные эмоции сохраняются, то возможно облегчение разрешения методом фокуси­рованной (направленной) работы с телом, которую я впервые разра­ботал для конечных периодов психоделических сеансов. Основной принцип работы на этом этапе сводится к тому, чтобы побудить нуж­дающегося в помощи человека полностью подчиниться всем возника­ющим эмоциям, ощущениям и физическим проявлениям энергии, и обнаружить соответствующий способ их выражения через звуки, гри­масы, позы и движения, не пытаясь оценивать или анализировать про­исходящее. Функция фасилитатора состоит в том, чтобы следовать за этим энергетическим потоком и побуждать к его максимальному внеш­нему проявлению. Эта работа продолжается до тех пор, пока не на­ступят разрешение и релаксация.

Новое понимание психологии, психопатологии и психотерапии, возникшее на базе практической работы с психоделиками и опыта холотропной терапии, включает пять развернутых категорий.

1.  Размерность психики и картография внутреннего простран­ства.

2.  Архитектура психопатологии.

3.  Эффективность механизмов терапии трансформации лич­ности.

4.  Стратегия терапии и самоанализа.

5.  Сознание материя и природа реальности.