на главную статьи

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОСТОЯНИЯМ СОЗНАНИЯ

Есть несомненное изящество в изложении, когда оно начинается с простейших идей и затем разворачивается в логических выводах так, что появляется некая сложная теоретическая структура, в которой каждый элемент связан со всеми прочими. Идти шаг за шагом, про­слеживая эту структуру, было бы в высшей степени увлекательно. Но, к сожалению, в таком случае пришлось бы считаться с неприятной возможностью погрязнуть в мелочах, тем более если сама структура содержит в себе некоторые неясности, из-за которых было бы нелегко всякий раз определять свой следующий шаг и быть уверенным, что именно он ведет к намеченной цели. В этой главе я вкратце опишу принципы системного подхода, применяемого мной в исследованиях состояний сознания, — это будет как бы общий контур территории, на которой следует отыскать главное направление прежде, чем начать ориентировку с помощью подробных карт.

Обычное состояние сознания человека не есть нечто элементар­ное. Это исключительно сложная конструкция, особое орудие, пред­назначенное для взаимодействия с миром вещей и других людей, ору­дие полезное в одних случаях, но бесполезное или даже вредное в дру­гих. Внимательно рассмотрев эту конструкцию, мы обнаружим, что она может быть разобрана на отдельные составляющие части. Но в собранном виде все эти части работают совместно как нечто целое, -это и есть система. Каждый элемент этой системы может рассматри­ваться в изоляции от других как особая часть сложной системы - со­знания, но вполне понять их можно, лишь определив их функцию в системной целостности. И точно так же, чтобы понять всю сложную систему сознания, надо разобраться во взаимосвязи ее составных частей. Вот почему я называю мой подход к состояниям сознания систеным.

Чтобы разобраться в системной конструкции, называемой со­стоянием сознания, следует начать с нескольких теоретических посту­латов, начало которым дает человеческий опыт. Первый постулат — это утверждение о существовании базисного осознания (awareness). Направленность осознания, его фокус, может находиться под контро­лем воли, поэтому его можно назвать вниманием-осознанием (attention- awareness). Следует также признать существование само­осознания (self awareness), осознания, направленного на самое себя.

Следующий ряд постулатов относится к структурам психики (мозга). Существуют относительно устойчивые и непрерывные струк­туры психической (мозговой) деятельности — их можно также назы­вать отдельными функциями или подсистемами,— работающие как средства получения и преобразования информации различного рода. Например, способность к счету — это некая психическая структура или ряд взаимосвязанных структур. Наибольший интерес для нас име­ют те структуры, которые приводятся в действие посредством внима­ния-осознания. Последнее, таким образом, выступает как некая пси­хическая энергия, активирующая подсистемы сознания. В большин­стве случаев управление работой психики осуществляется путем ис­пользования энергии внимания-осознания, как и других видов психи­ческой энергии, для активации желательных структур (например, на­выков, умений, установок) и дезактивации нежелательных структур.

Каждая психическая структура обладает своими неповторимы­ми особенностями, которыми определяются и ограничиваются спосо­бы взаимодействия этих структур. Возможности любой психической структуры зависят от характерных особенностей ее подструктур, а также от того, как используется энергия внимания-осознания и дру­гие виды психической энергии. Это означает, что человеческий био­компьютер обладает хотя и огромным, но все же конечным числом возможных форм своего функционирования.

Как существа с определенным строением тела и нервной систе­мы, люди, вообще говоря, могут реализовать очень большое число возможностей своего поведения. Но каждый из нас рожден в какой-то конкретной культуре, внутри которой происходит отбор и развитие лишь небольшой части этих возможностей: одни отвергаются культу­рой, к другим она остается безразличной. Лишь малая доля этих воз­можностей, прошедшая сквозь сито культурного отбора, да к тому же преодолевшая ряд случайных препятствий, образует структурные эле­менты, из которых состоит обычное сознание человека. Мы одновременно и жертвы, и питомцы этого культурного отбора. Поэтому по­доплекой огромного интереса, вызываемого какими-то необычными или, как мы будем говорить, измененными состояниями сознания, в которых оно подвергается временной реструктуризации, является воз­можность обнаружения и развития скрытых возможностей, выходя­щих за рамки наличных культурных норм.

Термины "состояния сознания" и "измененное состояние созна­ния" употребляются здесь довольно свободно, без особых уточнений. Ими мы обозначаем все то, что составляет содержание чьей-либо пси­хики в некоторый промежуток времени. Большей точности требует вводимый мной термин "дискретное состояние сознания" (ДСС). Этим термином обозначается уникальная динамическая структура или со­вокупность психических структур, определенная активная система, элементами которой являются также психические подсистемы. Хотя эти подсистемы (субструктуры) отчасти могут варьироваться в преде­лах одного и того же ДСС, совокупность свойств системы в целом остается примерно одной и той же. Например, сидя за чтением, вы подумали: "Я дремлю". Эта мысль появилась в вашем сознании вмес­то другой — "Я бодрствую". Таким образом, изменился лишь не слиш­ком значащий когнитивный элемент вашего сознания, но в целом со­стояние сознания - т.е. бодрствование — осталось прежним. Несмот­ря на варьирование каких-то отдельных психических подсистем, а также несмотря на определенные изменения внешней среды, ДСС ос­тается стабильным благодаря ряду процессов, поддерживающих его самоидентичность и функционирование. Это можно было бы срав­нить с тем, что автомобиль остается автомобилем, стоит ли он в гара­же или на шоссе (изменения внешней среды), сменили ли ему свечи зажигания, перекрасили или перетянули обивку сидений (внутренние изменения).

Примерами ДСС могут служить обычное бодрствование, сон со сновидениями или без них, гипнотическое состояние, опьянение алко­голем, интоксикация марихуаной, состояние медитации и т.п.

"Дискретным измененным состоянием сознания" (ДИСС) мы назовем такое ДСС, которое отличается от некоторого конкретного базисного состояния сознания (БСС). Как правило, базисным состоя­нием является какое-либо обычное состояние сознания. ДИСС — это некая новая по отношению к базисному состоянию система, обладаю­щая присущими только ей характеристиками; это определенное изме­нение прежней структуры сознания. Термин "измененное" употребля­ется дескриптивно, без всякой оценочной нагрузки.

Четыре типа процессов стабилизируют ДСС: 1) стабилизация нагруженности — когда энергия внимания-осознания, а также другие виды психической энергии, используемые для активации желательных структур, поддерживаются на определенном уровне тем, что психи­ческая система человека подчинена выполнению какой-либо задачи: 2) стабилизация негативной обратной связи - процесс корректирова­ния работы тех структур (подсистем), которые из-за каких-либо сбоев слишком отклонились от нормы, обеспечивающей стабильность; 3) стабилизация позитивной обратной связи - когда структуры (подсис­темы), не выходя из рамок обычного и желательного режима своей работы, накапливают определенный положительный опыт, повыша­ющий эффективность этой работы; 4) стабилизация ограничения -когда определенные процессы направлены на ограничение воздействия таких структур (подсистем), которые могли бы дестабилизировать данную систему в целом.

Прибегая к терминам современной психологии, можно назвать десяток основных подсистем (или совокупностей взаимосвязанных структур) как наиболее важные варианты известных ДИСС: 1) экстероцепция — восприятие внешней среды; 2) интероцепция — восприя­тие чувствующего и действующего тела; 3) обработка данных — ав­томатический отбор и абстрагирование чувственной информации, благодаря чему мы воспринимаем только то, что является "важным" по личностным и культурным стандартам (условная реальность); 4) память; 5) подсознание - классическое фрейдовское "бессознательное" плюс ряд других психических процессов, выходящих за рамки обыч­ного ДСС, но непосредственно осознаваемых в различных ДИСС; 6) эмоции; 7) оценка и принятие решений — соответствующие мысли­тельные способности, позволяющие дифференцированно подходить к поступкам и действиям; 8) чувство пространства-времени - констру­ирование психологического времени; и психологического простран­ства и размещение в них объектов и событий; 9) чувство тождествен­ности - свойство психики, позволяющее преобразовывать непосред­ственную информацию в личностный опыт; 10) двигательные реак­ции - мускульные и секреторные реакции на воздействия внешнего окружения и собственного тела. Этот перечень, не будучи исчерпыва­ющим, дает достаточный понятийный аппарат для систематизации наших сегодняшних знаний в этой области.

Наши сведения о человеческом сознании и ДСС пока еще весьма фрагментарны и разрозненны. Системный подход, предлагаемый здесь, прежде всего направлен на определенную организацию этих сведений; он позволяет связать воедино ранее разобщенные знания и

получить ряд методологических выводов, указывающих перспекти­вы будущих исследований. Например, самый общий вывод заклю­чается в том, что множество достижимых человеком ДСС каким-то образом ограничено, хотя сами эти границы нам еще неизвестны. Далее, системный подход образует исследовательскую парадигму, позволяющую рассчитывать на более конкретные предсказания, от­носящиеся к деталям структур и подсистем, составляющих челове­ческое сознание.

Структуры ДСС обладают исключительно важными индивиду­альными различиями. Например, в опытных исследованиях обнару­живается, что в одних и тех же экспериментальных условиях, создан­ных для возникновения двух различных специфических модусов со­знания (двух ДСС), один человек, находясь в этих разных состояниях, ведет себя по-разному, тогда как другой человек и в этих состояниях, и в других, связанных с ними, ведет себя одинаково. Первому требу­ются особые усилия, чтобы перейти из одной сферы опыта (из одного ДСС) в другую: второй таких усилий не делает и не ощущает контра­ста и структурных различий между этими сферами (между двумя ДСС). Таким образом, то, что для одного человека является особым состоя­нием сознания, для другого - просто обычный опыт. Если не учиты­вать эти индивидуальные различия, можно впасть в большое заблуж­дение: к сожалению, именно так и происходило в некоторых широко известных экспериментальных исследованиях.

Создание какого-либо ДИСС требует двух основных операций, которые, если завершаются успешно, ведут от данного БСС к опреде­ленному ДИСС. Первая заключается в том, что на данное БСС воз­действуют какие-то разрушительные силы — психологические и/или физиологические действия, разрушающие процессы стабилизации, о которых шла речь выше, тем, что накладываются на эти процессы, гася их, отвлекая на себя энергию внимания-осознания или энергию иного вида. Поскольку ДСС — это сложная система, поддерживаемая в стабильности рядом одновременно действующих процессов, возник­новение ДИСС может не произойти. Например, употребление психо­генного наркотического препарата может не приводить к возникно­вению ДИСС из-за того, что психические стабилизирующие процес­сы удерживают постоянство БСС, несмотря на разрушительное воз­действие наркотика на физиологическом уровне.

Если создание ДИСС происходит успешно, разрушительные силы подводят различные структуры (подсистемы) к пределам их функционирования, а затем переходят эти пределы, разрушая целос­тность всей системы и дестабилизируя данное БСС. Затем наступает вторая операция, когда начинают действовать формирующие силы в течение переходного периода (прежнее БСС разрушено, новое еще не возникло). Такими силами выступают психологические и/или фи­зиологические воздействия, образующие новую систему из ряда структур (подсистем), то ДИСС, к которому направлен весь процесс. Когда такая система образована, она должна обрести свои собствен­ные процессы стабилизации (если это возможно), чтобы закрепить свое существование.

Восстановление, возврат к исходному БСС - процесс, аналогич­ный описанному. Теперь уже разрушается ДИСС, наступает переход­ный период и затем формирующие силы восстанавливают БСС. Субъект как бы возвращается в привычный для него уголок опыта.

Психогенные наркотики, вроде марихуаны или ЛСД, не оказы­вают одинаковое влияние на психику человека, независимо от его индивидуальности и конкретных условий применения, как это пред­полагается в ряде неверно ориентированных исследований. С точки зрения изложенного здесь подхода, такие наркотики могут выступать и как разрушительные, и как формирующие силы, воздействие кото­рых сочетается с другими психологическими факторами. Возьмем для примера так называемую реверсивную толерантность по отношению к марихуане, позволяющую некоторым людям, впервые употребляю­щим этот наркотик, не испытывать его воздействия, несмотря на боль­шую дозу, однако впоследствии входить в определенное ДИСС даже при приеме гораздо меньшей дозы. С позиции системного подхода в этом нет ничего удивительного, хотя это явление может выглядеть па­радоксом с точки зрения стандартной фармакологии. Дело в том, что физиологическое воздействие марихуаны недостаточно, чтобы раз­рушить обычное ДСС, пока добавочные психологические факторы не разрушат в достаточной мере процессы, стабилизирующие БСС, так, чтобы стал возможен переход к ДИСС. Такими дополнительны­ми психологическими воздействиями обычно выступают наставления со стороны более опытных курильщиков, знакомых с действием ма­рихуаны и с тем, как нужно достигать этого действия, привлекая для этого энергию внимания-осознания (это называется "мои друзья мне немного помогли"). Подобные наставления также являются форми­рующими силами, способствующими образованию ДИСС, когда но­вичка обучают тому, как надо отдаваться физиологическому воздей­ствию наркотика, чтобы вступить в новое состояние сознания.

В своей книге я рассматриваю также ряд методологических про­блем, связанных с системным подходом: например, как могут прово­диться экспериментальные наблюдения состояний сознания и переходов от одних ДСС к другим, какие изменения в стратегии исследова­ния вытекают из этого подхода. Тот же подход применим для иссле­дований того, что происходит внутри обычного ДСС, так называе­мых неразличимых состояний, тех мгновенных изменений в централь­ном ядре личностной самотождественности, которые по ряду причин ускользают от обычного наблюдения, а также эмоциональных состо­яний. Системный подход позволяет раскрыть то обстоятельство, что неизвестные возможности психики человека могут быть выявлены и развиты в различных ДИСС, и потому обучение процессам переходов к этим ДИСС для решения каких-то конкретных проблем является составной частью развития психологии. Важно отметить, что некото­рые виды психопатологий, например раздвоение личности, могут рас­сматриваться как крайние случаи переходов в ДИСС.

Одно из важнейших следствий системного подхода — это необ­ходимость разработки научных дисциплин о специфических состоя­ниях сознания. До сих пор психологическая наука подходила к созна­нию как к чему-то единому, рассматривая его различные формы как изменения структуры "нормального", ДСС, в результате которых одни возможности психики получали преимущественное значение за счет других. Такой подход существенно ограничен. Он заимствован из наук о физическом мире, где его применение дает несомненные положитель­ные результаты, но его прямое перенесение в сферу специфических проблем человеческой психики не обещает успеха. Применение науч­ных методов для разработки специальных дисциплин о различных ДИСС позволяет строить эти дисциплины, основываясь на совершен­но различных чувственных данных, используя различные типы логи­ческих рассуждений и способы коммуникации. Каждая из таких дис­циплин выступала бы как дополнение к уже имеющимся научным све­дениям в этой области.

Стремление познать то новое, что несет человеку опыт ДИСС, вряд ли можно удержать в рамках науки. Не случайно столь широкое распространение в нашей культуре получили наркотики, увлечение медитацией, восточными вероучениями и т. п. Но, отдаваясь власти новых мироощущений, переживая неизведанное, люди склонны забы­вать, что, каким бы ни было новое состояние сознания, оно имеет свои границы. Это цена, какую мы платим за все, что обретаем. Вот поче­му для нас жизненно необходимо дальнейшее развитие научного зна­ния о ДИСС, этих силах, способных властно вмешиваться в нашу жизнь, если мы хотим овладеть этими силами, а не оказаться их за­ложниками, учитывая ту опасность, какая таится в невежественном или суеверном обращении с основами нашего сознания.