СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОСТОЯНИЯМ СОЗНАНИЯ
Есть несомненное изящество в изложении, когда оно начинается с простейших идей и затем разворачивается в логических выводах так, что появляется некая сложная теоретическая структура, в которой каждый элемент связан со всеми прочими. Идти шаг за шагом, прослеживая эту структуру, было бы в высшей степени увлекательно. Но, к сожалению, в таком случае пришлось бы считаться с неприятной возможностью погрязнуть в мелочах, тем более если сама структура содержит в себе некоторые неясности, из-за которых было бы нелегко всякий раз определять свой следующий шаг и быть уверенным, что именно он ведет к намеченной цели. В этой главе я вкратце опишу принципы системного подхода, применяемого мной в исследованиях состояний сознания, — это будет как бы общий контур территории, на которой следует отыскать главное направление прежде, чем начать ориентировку с помощью подробных карт.
Обычное состояние сознания человека не есть нечто элементарное. Это исключительно сложная конструкция, особое орудие, предназначенное для взаимодействия с миром вещей и других людей, орудие полезное в одних случаях, но бесполезное или даже вредное в других. Внимательно рассмотрев эту конструкцию, мы обнаружим, что она может быть разобрана на отдельные составляющие части. Но в собранном виде все эти части работают совместно как нечто целое, -это и есть система. Каждый элемент этой системы может рассматриваться в изоляции от других как особая часть сложной системы - сознания, но вполне понять их можно, лишь определив их функцию в системной целостности. И точно так же, чтобы понять всю сложную систему сознания, надо разобраться во взаимосвязи ее составных частей. Вот почему я называю мой подход к состояниям сознания систеным.
Чтобы разобраться в системной конструкции, называемой состоянием сознания, следует начать с нескольких теоретических постулатов, начало которым дает человеческий опыт. Первый постулат — это утверждение о существовании базисного осознания (awareness). Направленность осознания, его фокус, может находиться под контролем воли, поэтому его можно назвать вниманием-осознанием (attention- awareness). Следует также признать существование самоосознания (self awareness), осознания, направленного на самое себя.
Следующий ряд постулатов относится к структурам психики (мозга). Существуют относительно устойчивые и непрерывные структуры психической (мозговой) деятельности — их можно также называть отдельными функциями или подсистемами,— работающие как средства получения и преобразования информации различного рода. Например, способность к счету — это некая психическая структура или ряд взаимосвязанных структур. Наибольший интерес для нас имеют те структуры, которые приводятся в действие посредством внимания-осознания. Последнее, таким образом, выступает как некая психическая энергия, активирующая подсистемы сознания. В большинстве случаев управление работой психики осуществляется путем использования энергии внимания-осознания, как и других видов психической энергии, для активации желательных структур (например, навыков, умений, установок) и дезактивации нежелательных структур.
Каждая психическая структура обладает своими неповторимыми особенностями, которыми определяются и ограничиваются способы взаимодействия этих структур. Возможности любой психической структуры зависят от характерных особенностей ее подструктур, а также от того, как используется энергия внимания-осознания и другие виды психической энергии. Это означает, что человеческий биокомпьютер обладает хотя и огромным, но все же конечным числом возможных форм своего функционирования.
Как существа с определенным строением тела и нервной системы, люди, вообще говоря, могут реализовать очень большое число возможностей своего поведения. Но каждый из нас рожден в какой-то конкретной культуре, внутри которой происходит отбор и развитие лишь небольшой части этих возможностей: одни отвергаются культурой, к другим она остается безразличной. Лишь малая доля этих возможностей, прошедшая сквозь сито культурного отбора, да к тому же преодолевшая ряд случайных препятствий, образует структурные элементы, из которых состоит обычное сознание человека. Мы одновременно и жертвы, и питомцы этого культурного отбора. Поэтому подоплекой огромного интереса, вызываемого какими-то необычными или, как мы будем говорить, измененными состояниями сознания, в которых оно подвергается временной реструктуризации, является возможность обнаружения и развития скрытых возможностей, выходящих за рамки наличных культурных норм.
Термины "состояния сознания" и "измененное состояние сознания" употребляются здесь довольно свободно, без особых уточнений. Ими мы обозначаем все то, что составляет содержание чьей-либо психики в некоторый промежуток времени. Большей точности требует вводимый мной термин "дискретное состояние сознания" (ДСС). Этим термином обозначается уникальная динамическая структура или совокупность психических структур, определенная активная система, элементами которой являются также психические подсистемы. Хотя эти подсистемы (субструктуры) отчасти могут варьироваться в пределах одного и того же ДСС, совокупность свойств системы в целом остается примерно одной и той же. Например, сидя за чтением, вы подумали: "Я дремлю". Эта мысль появилась в вашем сознании вместо другой — "Я бодрствую". Таким образом, изменился лишь не слишком значащий когнитивный элемент вашего сознания, но в целом состояние сознания - т.е. бодрствование — осталось прежним. Несмотря на варьирование каких-то отдельных психических подсистем, а также несмотря на определенные изменения внешней среды, ДСС остается стабильным благодаря ряду процессов, поддерживающих его самоидентичность и функционирование. Это можно было бы сравнить с тем, что автомобиль остается автомобилем, стоит ли он в гараже или на шоссе (изменения внешней среды), сменили ли ему свечи зажигания, перекрасили или перетянули обивку сидений (внутренние изменения).
Примерами ДСС могут служить обычное бодрствование, сон со сновидениями или без них, гипнотическое состояние, опьянение алкоголем, интоксикация марихуаной, состояние медитации и т.п.
"Дискретным измененным состоянием сознания" (ДИСС) мы назовем такое ДСС, которое отличается от некоторого конкретного базисного состояния сознания (БСС). Как правило, базисным состоянием является какое-либо обычное состояние сознания. ДИСС — это некая новая по отношению к базисному состоянию система, обладающая присущими только ей характеристиками; это определенное изменение прежней структуры сознания. Термин "измененное" употребляется дескриптивно, без всякой оценочной нагрузки.
Четыре типа процессов стабилизируют ДСС: 1) стабилизация нагруженности — когда энергия внимания-осознания, а также другие виды психической энергии, используемые для активации желательных структур, поддерживаются на определенном уровне тем, что психическая система человека подчинена выполнению какой-либо задачи: 2) стабилизация негативной обратной связи - процесс корректирования работы тех структур (подсистем), которые из-за каких-либо сбоев слишком отклонились от нормы, обеспечивающей стабильность; 3) стабилизация позитивной обратной связи - когда структуры (подсистемы), не выходя из рамок обычного и желательного режима своей работы, накапливают определенный положительный опыт, повышающий эффективность этой работы; 4) стабилизация ограничения -когда определенные процессы направлены на ограничение воздействия таких структур (подсистем), которые могли бы дестабилизировать данную систему в целом.
Прибегая к терминам современной психологии, можно назвать десяток основных подсистем (или совокупностей взаимосвязанных структур) как наиболее важные варианты известных ДИСС: 1) экстероцепция — восприятие внешней среды; 2) интероцепция — восприятие чувствующего и действующего тела; 3) обработка данных — автоматический отбор и абстрагирование чувственной информации, благодаря чему мы воспринимаем только то, что является "важным" по личностным и культурным стандартам (условная реальность); 4) память; 5) подсознание - классическое фрейдовское "бессознательное" плюс ряд других психических процессов, выходящих за рамки обычного ДСС, но непосредственно осознаваемых в различных ДИСС; 6) эмоции; 7) оценка и принятие решений — соответствующие мыслительные способности, позволяющие дифференцированно подходить к поступкам и действиям; 8) чувство пространства-времени - конструирование психологического времени; и психологического пространства и размещение в них объектов и событий; 9) чувство тождественности - свойство психики, позволяющее преобразовывать непосредственную информацию в личностный опыт; 10) двигательные реакции - мускульные и секреторные реакции на воздействия внешнего окружения и собственного тела. Этот перечень, не будучи исчерпывающим, дает достаточный понятийный аппарат для систематизации наших сегодняшних знаний в этой области.
Наши сведения о человеческом сознании и ДСС пока еще весьма фрагментарны и разрозненны. Системный подход, предлагаемый здесь, прежде всего направлен на определенную организацию этих сведений; он позволяет связать воедино ранее разобщенные знания и
получить ряд методологических выводов, указывающих перспективы будущих исследований. Например, самый общий вывод заключается в том, что множество достижимых человеком ДСС каким-то образом ограничено, хотя сами эти границы нам еще неизвестны. Далее, системный подход образует исследовательскую парадигму, позволяющую рассчитывать на более конкретные предсказания, относящиеся к деталям структур и подсистем, составляющих человеческое сознание.
Структуры ДСС обладают исключительно важными индивидуальными различиями. Например, в опытных исследованиях обнаруживается, что в одних и тех же экспериментальных условиях, созданных для возникновения двух различных специфических модусов сознания (двух ДСС), один человек, находясь в этих разных состояниях, ведет себя по-разному, тогда как другой человек и в этих состояниях, и в других, связанных с ними, ведет себя одинаково. Первому требуются особые усилия, чтобы перейти из одной сферы опыта (из одного ДСС) в другую: второй таких усилий не делает и не ощущает контраста и структурных различий между этими сферами (между двумя ДСС). Таким образом, то, что для одного человека является особым состоянием сознания, для другого - просто обычный опыт. Если не учитывать эти индивидуальные различия, можно впасть в большое заблуждение: к сожалению, именно так и происходило в некоторых широко известных экспериментальных исследованиях.
Создание какого-либо ДИСС требует двух основных операций, которые, если завершаются успешно, ведут от данного БСС к определенному ДИСС. Первая заключается в том, что на данное БСС воздействуют какие-то разрушительные силы — психологические и/или физиологические действия, разрушающие процессы стабилизации, о которых шла речь выше, тем, что накладываются на эти процессы, гася их, отвлекая на себя энергию внимания-осознания или энергию иного вида. Поскольку ДСС — это сложная система, поддерживаемая в стабильности рядом одновременно действующих процессов, возникновение ДИСС может не произойти. Например, употребление психогенного наркотического препарата может не приводить к возникновению ДИСС из-за того, что психические стабилизирующие процессы удерживают постоянство БСС, несмотря на разрушительное воздействие наркотика на физиологическом уровне.
Если создание ДИСС происходит успешно, разрушительные силы подводят различные структуры (подсистемы) к пределам их функционирования, а затем переходят эти пределы, разрушая целостность всей системы и дестабилизируя данное БСС. Затем наступает вторая операция, когда начинают действовать формирующие силы в течение переходного периода (прежнее БСС разрушено, новое еще не возникло). Такими силами выступают психологические и/или физиологические воздействия, образующие новую систему из ряда структур (подсистем), то ДИСС, к которому направлен весь процесс. Когда такая система образована, она должна обрести свои собственные процессы стабилизации (если это возможно), чтобы закрепить свое существование.
Восстановление, возврат к исходному БСС - процесс, аналогичный описанному. Теперь уже разрушается ДИСС, наступает переходный период и затем формирующие силы восстанавливают БСС. Субъект как бы возвращается в привычный для него уголок опыта.
Психогенные наркотики, вроде марихуаны или ЛСД, не оказывают одинаковое влияние на психику человека, независимо от его индивидуальности и конкретных условий применения, как это предполагается в ряде неверно ориентированных исследований. С точки зрения изложенного здесь подхода, такие наркотики могут выступать и как разрушительные, и как формирующие силы, воздействие которых сочетается с другими психологическими факторами. Возьмем для примера так называемую реверсивную толерантность по отношению к марихуане, позволяющую некоторым людям, впервые употребляющим этот наркотик, не испытывать его воздействия, несмотря на большую дозу, однако впоследствии входить в определенное ДИСС даже при приеме гораздо меньшей дозы. С позиции системного подхода в этом нет ничего удивительного, хотя это явление может выглядеть парадоксом с точки зрения стандартной фармакологии. Дело в том, что физиологическое воздействие марихуаны недостаточно, чтобы разрушить обычное ДСС, пока добавочные психологические факторы не разрушат в достаточной мере процессы, стабилизирующие БСС, так, чтобы стал возможен переход к ДИСС. Такими дополнительными психологическими воздействиями обычно выступают наставления со стороны более опытных курильщиков, знакомых с действием марихуаны и с тем, как нужно достигать этого действия, привлекая для этого энергию внимания-осознания (это называется "мои друзья мне немного помогли"). Подобные наставления также являются формирующими силами, способствующими образованию ДИСС, когда новичка обучают тому, как надо отдаваться физиологическому воздействию наркотика, чтобы вступить в новое состояние сознания.
В своей книге я рассматриваю также ряд методологических проблем, связанных с системным подходом: например, как могут проводиться экспериментальные наблюдения состояний сознания и переходов от одних ДСС к другим, какие изменения в стратегии исследования вытекают из этого подхода. Тот же подход применим для исследований того, что происходит внутри обычного ДСС, так называемых неразличимых состояний, тех мгновенных изменений в центральном ядре личностной самотождественности, которые по ряду причин ускользают от обычного наблюдения, а также эмоциональных состояний. Системный подход позволяет раскрыть то обстоятельство, что неизвестные возможности психики человека могут быть выявлены и развиты в различных ДИСС, и потому обучение процессам переходов к этим ДИСС для решения каких-то конкретных проблем является составной частью развития психологии. Важно отметить, что некоторые виды психопатологий, например раздвоение личности, могут рассматриваться как крайние случаи переходов в ДИСС.
Одно из важнейших следствий системного подхода — это необходимость разработки научных дисциплин о специфических состояниях сознания. До сих пор психологическая наука подходила к сознанию как к чему-то единому, рассматривая его различные формы как изменения структуры "нормального", ДСС, в результате которых одни возможности психики получали преимущественное значение за счет других. Такой подход существенно ограничен. Он заимствован из наук о физическом мире, где его применение дает несомненные положительные результаты, но его прямое перенесение в сферу специфических проблем человеческой психики не обещает успеха. Применение научных методов для разработки специальных дисциплин о различных ДИСС позволяет строить эти дисциплины, основываясь на совершенно различных чувственных данных, используя различные типы логических рассуждений и способы коммуникации. Каждая из таких дисциплин выступала бы как дополнение к уже имеющимся научным сведениям в этой области.
Стремление познать то новое, что несет человеку опыт ДИСС, вряд ли можно удержать в рамках науки. Не случайно столь широкое распространение в нашей культуре получили наркотики, увлечение медитацией, восточными вероучениями и т. п. Но, отдаваясь власти новых мироощущений, переживая неизведанное, люди склонны забывать, что, каким бы ни было новое состояние сознания, оно имеет свои границы. Это цена, какую мы платим за все, что обретаем. Вот почему для нас жизненно необходимо дальнейшее развитие научного знания о ДИСС, этих силах, способных властно вмешиваться в нашу жизнь, если мы хотим овладеть этими силами, а не оказаться их заложниками, учитывая ту опасность, какая таится в невежественном или суеверном обращении с основами нашего сознания.
|