на главную статьи

НАВЕДЕНИЕ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ: ЗАСЫПАНИЕ, ГИПНОЗ, МЕДИТАЦИЯ

Как уже было сказано, ДСС — система, стабильность которой обеспечивается множеством факторов, позволяющих ей сохранять свою целостность в условиях меняющихся воздействий внешней сре­ды и соответствующих ответных действий человека. Теперь допустим, что какое-то конкретное ДСС не выполняет своей функции по отно­шению к ситуации, которая сложилась во внешнем окружении, или же само это окружение настолько устойчиво и неизменно, что отпада­ет необходимость поддерживать некое ДСС, чтобы ориентироваться в этом окружении. Иначе говоря, у вас возникает желание обрести ДИСС — что делать для осуществления такого желания?

В этой главе мы рассмотрим процесс наведения ДИСС, как он выглядит с точки зрения системного подхода, а затем проанализиру­ем его конкретные формы: переход от обычного сознания ко сну, гип­нотическому и медитативному состояниям.

НАВЕДЕНИЕ ДИСС: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

За исходный пункт возьмем базисное состояние сознания (БСС), как правило — это обычное ДСС. БСС — активно, устойчиво, харак­теризуется полнотой психологических функций, которые обеспечива­ют его единство и стабильность: составными частями этой системы следует считать также стабилизирующие процессы (нагруженность, негативная и позитивная обратные связи, ограничение). Особо под­черкнем множественность процессов стабилизации: всякая сложная система для своего успешного функционирования должна поддержи­ваться в устойчивом состоянии достаточным количеством различных процессов, в противном случае она слишком уязвима для дезинтегри­рующих влияний и теряет способность адаптации.

Наведение ДИСС — трехступенчатый процесс, складывающий­ся из двух видов психологических (и/или физиологических) воздей­ствий. Весь процесс происходит внутри сознания: это то, что данный субъект делает с самим собой, или то, что с ним делает кто-то другой, чтобы вызвать переход к ДИСС. Ниже мы последовательно опишем ступени этого процесса и характерные для него воздействия; здесь отметим только, что воздействия обоих видов могут производиться одним и тем же действием.

ВОЗДЕЙСТВИЯ, НАВОДЯЩИЕ ДИСС: РАЗРУШЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ

Воздействие первого вида — это разрушение стабилизации БСС, погашение тех четырех процессов (нагруженность и ограничение, по­зитивная и негативная обратные связи), которые удерживают систе­му в нормальном (обычном) состоянии. Некоторые из этих процессов разрушаются каким-то конкретным воздействием. Например, чело­век читает, а кто-то рядом громко хлопнул в ладоши. Возможно, это обеспокоит читающего, уровень активации его сознания резко возра­стет, однако вряд ли он перейдет в ДИСС. Неожиданные и сильные раздражители, привходя в сознание, могут вызвать какие-то резкие сдвиги и изменения, которые, однако, не перейдут границ обычного ДСС и не вызовут ДИСС. Если человек задремал за чтением, такой хлопок мог бы даже полностью разрушить один-другой процесс, ста­билизирующий его сознание, но остальные процессы продолжали бы выполнять свою стабилизирующую функцию, и потому состояние сознания оставалось бы прежним

Отсюда следует, что для наведения ДИСС необходимо разрушить достаточное количество процессов стабилизации до той степени, ког­да БСС уже не может сохранить свою целостность. Если это количе­ство недостаточно, оставшиеся стабилизирующие процессы могут продолжать удерживать всю систему, наведение ДИСС не состоится. К сожалению, это не всегда учитывается теми исследователями, кото­рые склонны приравнивать процедуру наведения с самим ДИСС.

Процессы стабилизации могут разрушаться непосредственно, когда они идентифицированы и разрушающее воздействие направле­но именно на них, либо опосредовано, когда воздействие направлено на некоторые психологические функции сознания, доводя эти функ­ции до предела и вынуждая их переходить этот предел. Например, некоторые подсистемы сознания могут разрушаться из-за перегружен­ности раздражителями или из-за их полного отсутствия, либо из-за какого-то аномального раздражителя, выходящего за рамки обычно­го восприятия. Более или менее слабое нарушение функций подсисте­мы сознания наступает, когда от нее отвлекается энергия внимания-осознания или какой-либо иной вид психической энергии. Наруше­ние функций одной подсистемы может но принципу обратной связи вести к изменениям функций другой подсистемы и т. д.

Наркотики способны нарушать функции БСС так же, как любая другая интенсивная физиологическая процедура, например утомле­ние или истощение.

Воздействие второго вида — работа формирующих сил тех раз­дражителей, которые превращают сознание с нарушенными функци­ями в новую форму - ДИСС, к наведению которого направлено дей­ствие этих сил. Такие формирующие силы могут также разрушать функции БСС, если они несовместимы с последними. Поэтому одни и те же раздражители могут выступать и как разрушительные, и как формирующие силы. Например, рассматривание какой-либо диаграм­мы человеком, находящимся в обычном состоянии сознания, для ко­торого эта диаграмма не имеет особого смысла, может считаться сла­бым раздражителем и, следовательно, незначительной разрушитель­ной силой. Но та же диаграмма, рассматриваемая человеком, находя­щимся в измененном состоянии сознания, может иметь для него важ­ный смысл или доставлять эстетическое наслаждение и, таким обра­зом, может стать тем, что называют "мандалой" при медитации, осо­бой формирующей силой.

СТУПЕНИ ПРОЦЕССА НАВЕДЕНИЯ


На рис.1 изображены ступени процесса наведения. БСС выгля­дит в виде сочетаний различных геометрических фигур, каждое из которых представляет какую-либо психологическую структуру, а все вместе они образуют систему-конструкцию (данное состояние созна­ния), устойчивость которой придает "гравитационное поле" (внеш­нее окружение). Именно такое устойчивое сочетание ряда психологи­ческих структур - данное БСС - изображено на левом крайнем рисун­ке. Геометрические конфигурации, расположенные ниже основания всей конструкции, - это те психологические возможности, которые недостижимы в данном БСС.

Правее показано, как разрушительные и формирующие силы, обозначенные стрелками, вызывают наведение измененных состояний. На второй слева схеме изображено начало этого процесса и те измене­ния, которые происходят в БСС. Под воздействием указанных сил изменяются некоторые связи и отношения в данной конструкции, однако система в целом остается той же самой. Но некоторые изменения в элементах системы уже таковы, что эти элементы как бы подведены к пределу своего существования; например, верхние фигурки на пра­вом и левом крайних блоках конструкции уже готовы упасть, а неко­торые блоки (психологические структуры-подсистемы) изменились настолько, насколько это возможно при сохранении общей формы всей системы *.

Схема также указывает на какие-то изменения связей и отноше­ний между теми возможностями психики, которые скрыты от созна­ния; наличие таких изменений просто постулируется нами в соответ­ствии с требованиями системного подхода, а также определенными сведениями о динамике подсознания, которые, к сожалению, почти не подкреплены эмпирическими данными к настоящему моменту **.

Если разрушительные силы достаточны, чтобы разбить всю сис­тему, вторая ступень наведения заключается в следующем: наступает переходный период, в течение которого вообще нельзя говорить о каком-либо определенном состоянии сознания. На рисунке это изоб­ражено как разброс элементов конструкции без какой-либо упорядо­ченной связи между ними или со случайными временными связями (маленький квадратик, кружок и шестиугольник слева на схеме, изоб­ражающей переходный период). Разрушительные силы представлены только одной стрелкой, в этот период они уже не имеют большого значения, поскольку разрушение уже произошло; теперь более важны формирующие силы, изображенные верхними стрелками. Они долж­ны связать разобщенные психологические структуры в некую новую конструкцию. Это и будет третий и последний шаг всего процесса, в котором возникает новая, самостабилизирующая структура ДИСС. Некоторые психологические функции, составлявшие структуру БСС (например, изображенные кружками, несколькими квадратиками, маленьким шестиугольником), могут оказаться за рамками этого но­вого состояния сознания; другие психологические функции, ранее не входившие в БСС, теперь входят в ДИСС. Некоторые функции БСС сохраняют прежний или приобретают иной уровень в ДИСС.

* О некоторых БСС можно сказать, что они обладают определенной глубиной или интенсивностью. Тогда об изменениях системы можно судить по тому, насколько они затрагивают эту глубину, увеличивают или уменьшают ее.

** Тем не менее психоаналитики, исследовавшие процессы гипноза, делают далеко идущие выводы о такого рода динамике; то, что наблюдается в гипнотических процессах, интерпретируется как свидетельство изменений в структуре бессознательного, влечений и фобий

Таким образом, изменяется не только арсенал человеческих возможностей, но и способ объединения этих возможностей в работающую систему.

Как видно из рисунка, и на этой заключительной ступени про­цесса формирующие и разрушительные силы, продолжают действо­вать, хотя, возможно, в ослабленном виде. Это необходимо для того, чтобы новое состояние было относительно устойчивым. ДИСС пона­чалу не обладает достаточной внутренней стабилизацией, чтобы про­тивостоять внутренним или внешним импульсам изменения, потому оно нуждается в искусственных подпорках. Например, человек впер­вые может быть загипнотизирован только в какой-то исключительно спокойной, ободряющей обстановке, облегчающей переход в гипно­тическое состояние, но после того как он подвергнется гипнозу не­сколько раз, ДИСС становится достаточно устойчивым, чтобы гип­ноз наступал и в условиях шума и посторонних движений.

Читатель должен иметь в виду, что все эти рассуждения относят­ся не только к переходам сознания в некие экзотические ДИСС, но применимы к любым переходам от одних ДСС к другим. Кроме того, надо отметить, что точно такой же структурой обладает и обратный процесс, то есть переход от ДИСС к БСС. Тогда разрушительные силы будут дестабилизировать измененное состояние, а формирующие силы восстанавливать базисное состояние; переходный период сменяется восстановленным базисным состоянием. Так как, вообще говоря, го­раздо легче вернуться в состояние обычное для нас, мы, как правило, мало обращаем внимания на этот обратный процесс, хотя в принципе он столь же сложен, как и само наведение *.

Можно предположить, что некоторые ДСС непосредственно не могут быть получены из каких-либо конкретных ДСС; тогда между ними должно быть некое промежуточное ДСС. Это похоже на пере­ход через ручей, слишком широкий, чтобы его перешагнуть; вам при­ходится ступать на один или несколько камней, чтобы перебраться на другой берег. Каждый такой камень сам по себе устойчив, но служит лишь средством перехода от начального к конечному пункту. Неко­торые состояния "дхьяна", известные из буддийских трактатов по медитации, играют именно такую роль (см. статью Гоулмана в книге Transpersonal Psychologies. 1975). Такие устойчивые переходные состояния не следует смешивать с неустойчивыми переходными

* Можно было бы предположить, что, поскольку обычное ДСС несравненно более знакомо человеку, чем почти все иные ДСС, в переходный период преобладает тенденция вернуться к этому обычному ДСС. Даже во сне человек хотел бы видеть нечто знакомое. Только наличие особых формирующих сил позволяет ДИСС наступать после переходного периода.

периодами, характерными для процесса, описанного выше. Это значит, что мы должны с большой осторожностью употреблять слова "состояние" и "период".

Теперь рассмотрим примеры трех типов наведения ДИСС: засы­пание, гипнотизирование и два вида медитации. Исходным состояни­ем в каждом из этих трех процессов является обычное БСС бодрству­ющего человека. Эти примеры нужны не для того, чтобы делать ка­кие-либо окончательные теоретические выводы, они выступают ил­люстрациями того, как системный подход к состояниям сознания спо­собен пролить дополнительный свет на процессы наведения ДИСС.

ЗАСЫПАНИЕ

Вы ложитесь в тихой, тускло освещенной или затемненной ком­нате. Положение лежа, тишина, закрытые глаза, отсутствие световых раздражителей - эти чисто физические факторы устраняют большую часть процесса нагруженной стабилизации, поддерживающего обыч­ное ДСС. Обстановка покоя и тишины требует минимума ответных реакций психики, большая часть психической энергии остается сво­бодной. Эта часть может найти иное применение, например, усилить ваше воображение. В обычной обстановке многообразные стимулы вызывают приток психической энергии, поддерживающей активное, бодрствующее состояние, они активируют субъекта. Когда такой сти­муляции нет, какие-то виды психической энергии не генерируются.

Положение лежа и расслабленность тела устраняют другой важ­ный источник стабилизации нагруженное™ - поток обычной инфор­мации, поступающий в сознание от вашего тела. Те кинестетические рецепторы, которые сообщают о том, что делает ваше тело в ответ на изменения, происходящие в нем или во внешней среде, когда вы рас­слабились и остаетесь в этом состоянии достаточно долго, прекраща­ют информировать центральную нервную систему. Ваше тело как бы исчезает в том смысле, что оно более не посылает нервные импульсы. Оно исчезает для вашего сознания.

Возникает установка: ничего не происходит, нет никаких целей, нет нерешенных проблем, нет вообще ничего существенного и дос­тойного внимания. Сознание более ничем не удерживается в своем обычном состоянии.

Как правило, бесполезны попытки заснуть. Активная установ­ка, которая хорошо работала в состоянии обычного бодрствования, теперь уже ничему не способствует. Пассивная установка направлена на то, чтобы прекратить или свести к минимуму приток энергии вни­мания-осознания к ряду стабилизирующих процессов обратной связи. Если у того, к чему вы стремитесь, нет никакого нормативного образца, то бессмысленны попытки как-то контролировать или ис­правлять ваше стремление в соответствии с какими бы то ни было нормами и образцами. Это важно для того, чтобы ваши мысли и дру­гие психологические процессы начали сдвигаться к гипногенному со­стоянию.

Подобные установки ("Нет ничего существенно важного") и физические состояния (бездействие, лежание и расслабление) обычны для начала ряда других процедур наведения различных ДИСС. Ряд физиологических факторов (до сих пор не вполне выясненных, несмот­ря на интенсивные исследования сна на протяжении десятков лет), нарушающих равновесие сознания и вызывающих ДИСС сна, назы­вают усталостью или потребностью в сне. Эти факторы образуют как дополнительную разрушительную силу по отношению к состоянию бодрствования, так и формирующую силу (или ряд сил) по отноше­нию к переходному периоду, предшествующему наступлению сна. Важна интенсивность этих факторов: если вы не утомлены, сон может не прийти, если вы слишком утомлены, то можете заснуть, даже если другие действия, направленные на разрушение состояния бодрство­вания, - укладывание в постель, сокращение притока чувственной информации, принятие установки "Нет ничего существенно важно­го"  — не будут выполнены.

Опыты Г. Фогеля и его сотрудников, в которых исследовались состояния человека во время засыпания, показали, что в структуре сознания выделяются два-три различных ДСС. В течение некоторого времени, после того как испытуемые занимали лежачее положение, они сохраняли контакт со средой, их мысли текли, как обычно, реальность воспри­нималась в обычных рамках. Это состояние незатронутого "Я". За­тем испытуемые переходили в "состояние" деструктурированного "Я", теряя контакт с внешней средой, их мышление значительно отклоня­лось от обычных форм согласованности с реальностью. Такие откло­нения исчезали, когда возвращалось состояние "Я". Деструктурированное состояние являлось переходом между незатронутым "Я" и вос­становленным "Я". Из данных Фогеля не ясно, образует ли оно ДСС в том смысле, в каком это понятие введено здесь; мы не знаем также, существует ли удовлетворительная модель этого состояния или его постоянного изменения.

НАВЕДЕНИЕ ГИПНОТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Процедуры гипнотизирования множественны и разнообразны, но для большинства из них характерны некоторые общие стадии. Обычно эти процедуры начинаются с того, что вам предлагается сесть или лечь поудобнее, так, чтобы не требовалось никаких усилий для сохранения положения вашего тела; затем вам советуют не двигаться и расслабиться насколько это возможно. Это важно в нескольких от­ношениях. Во-первых, если вы испытываете некоторое волнение, пред­чувствуя то, что должно с вами случиться, это волнение, тесно связан­ное с телесным напряжением, по крайней мере, частично ослабнет. Это будет способствовать изменению состояния сознания. К тому же, ког­да тело расслаблено, например, в положении лежа, многие кинестети­ческие рецепторы адаптируются к этому. Таким образом, организм, как целое, постепенно как бы исчезает в качестве объекта сознания; привычные, стандартные раздражители ослабевают и более не слу­жат в качестве стабилизации нагруженности вашего БСС.

Во-вторых, гипнотизер обычно просит слушать только его го­лос и не обращать внимания на какие-то иные мысли или ощущения, которые могли бы оказаться в поле вашего сознания. В обычной об­становке человек постоянно следит за окружающей его средой, выяв­ляя для себя ее важнейшие раздражители. Это требует непрерывного притока информации и энергетического обмена между подсистемами сознания, что и позволяет поддерживать всю систему в состоянии бод­рствования. Поскольку вы получаете различные чувственные данные, вам приходится решать, важны ли они для вас, а для принятия реше­ний нужно использовать свою память и т. д. Когда же уменьшается расход энергии внимания-осознания на такого рода слежение за сре­дой, тем самым уменьшается и количество психологической энергии в ряде подсистем сознания, падает их активность, процесс нагруже-ния сознания и действие формирующих сил ослабляются.

В-третьих, вас просят не размышлять над тем, что говорит гип­нотизер, но внимать ему пассивно. Например, если гипнотизер гово­рит, что у вас отяжелели руки, вы не должны думать: "Он говорит, что я ощущаю тяжесть, но это сомнительно, ведь я помню ощущение тяжести, это было тогда, когда я держал в руках нечто тяжелое; ну, ладно, ведь мне не следует сомневаться..." Находясь в обычном ДСС, вы постоянно думаете о том, что вам было сказано, что с вами про­изошло, и тем самым сохраняете в значительной степени способность оценивать события и принимать решения, вновь и вновь активизируя также и другие подсистемы сознания. Выполняя инструкцию гипно­тизера, вы способствуете торможению непрерывного потока мыслей, выступающего фактором стабилизации нагруженности в обычном ДСС.

В-четвертых, гипнотизер часто советует сосредоточить внима­ние на каком-то предмете помимо голоса самого гипнотизера. Напри­мер, он просит неотрывно глядеть на какое-нибудь яркое пятно или пламя свечи. Фиксация взгляда сокращает приток информации, умень­шается расход психической энергии, обычно расходуемой при визу­альном наблюдении за средой, но дело не только в этом. Находясь в обычном ДСС, человек, как правило, не фиксирует наблюдения на одном-единственном предмете. Теперь же из-за утомления сетчатки у большинства людей появляются неожиданные зрительные ощущения. Вокруг наблюдаемого предмета появляются сияющие нимбы, начи­нают колебаться тени, возникают ощущения каких-то непонятных движений, отдельные части предмета расплываются. Все это до такой степени непохоже на обычные визуальные впечатления, что та подси­стема сознания, которая связана с обработкой чувственной информа­ции, оказывается не в состоянии выполнять свою обычную функцию и как бы расстраивается.

Более того, поскольку еще вначале гипнотизер внушил вам, что в его власти вызывать совершенно неизвестные вам ощущения, воз­никновение таких ощущений повышает степень доверия к гипнотизе­ру, его престиж. Это психологический трюк: играя на том, что чело­век не всегда осознает неожиданные ощущения как результат сосре­доточения взгляда на одном предмете, гипнотизер входит в доверие к нему, что в свою очередь усиливает психологическое воздействие его внушения...

В-пятых, гипнотизер обычно внушает вам, что вы спите или за­сыпаете. Тем самым он вызывает в вашей памяти ряд соответствую­щих ассоциаций, способствующих наведению гипнотического состо­яния. В той мере, в какой засыпание разрушает БСС, это внушение действует как разрушительная сила. Засыпание связано с потерей чет­кого представления о своем теле. Внушение гипнотизера, таким обра­зом, ослабляет это представление, и без того утратившее обычную определенность из-за того, что кинестетические рецепторы адаптиро­вались к принятой вами расслабленной позе. Далее, поскольку засы­пание — это пассивная деятельность, внушение усиливает эту пассив­ность и тем самым еще больше подкрепляет ранее полученную инст­рукцию о том, что гипнотизируемый не должен думать о том, что го­ворит гипнотизер, но должен просто внимать ему. Внушение сна так­же ослабляет память и чувство самотождественности, которыми ха­рактеризуется состояние бодрствования, и таким образом сокращает количество энергии, обычно расходуемое на оценку конкретных си­туаций с точки зрения вашего участия в них.

В-шестых, наряду с внушением сна гипнотизер часто убеждает человека в том, что этот сон - не совсем настоящий сон, поскольку гипнотизируемый слышит обращенные к нему слова. Иногда ему даже не нужно внушать это явным образом, ведь почти каждый человек общей для нас культуры достаточно наслышан о гипнозе, чтобы знать, что гипнотизируемый продолжает слышать слова гипнотизера. Это знание действует как некая формирующая сила. Когда вас убеждают и том, что происходящее с вами похоже на сон, эго вначале действует на разрушение вашего обычного ДСС, но гипнотизеру вовсе не нуж­но, чтобы вы действительно заснули, поэтому он использует действие формирующей силы, направленное на создание пассивного, подобно­го сну состояния, в котором сохраняется возможность результативно­го контакта с гипнотизером.

В-седьмых, большинство гипнотических процедур включает про­стые двигательные внушения, облегчаемые пассивностью и расслаб­ленностью гипнотизируемого: например, вам внушают, что ваши руки, вытянутые прямо перед собой, налиты тяжестью. Подобные внуше­ния относительно легко воспринимаются большинством людей, и как только человек поддастся такому внушению, престиж гипнотизера еще больше возрастает.

Непроизвольные реакции на внушение оказывают воздействие на подсистему сознания, которая ответственна за чувство самоиден­тичности. Ведь обычно ваш "внутренний голос" говорит вам, что нуж­но делать в той или иной ситуации. Теперь же эту роль берет на себя голос гипнотизера, который как бы включается в ваше "Я". То, что раньше было бы для вас просто посторонними звуками, теперь выс­тупает как часть вас самих, а система, обеспечивающая чувство само­идентичности, приобретает особый статус. В психоанализе это иног­да называют трансферентным элементом гипноза, использующим, в частности, подсознательную установку гипнотизируемого на личность гипнотизера. Эта предрасположенность к самоотождествлению гип­нотизируемого с голосом гипнотизера также является одной из фор­мирующих сил.

Если простые двигательные внушения оказались успешными, возникает новый тип стимуляции, исходящей из тела гипнотизируе­мого: он начинает ощущать движения своего тела, но уже совершенно не так, как обычно. Рука, налитая тяжестью, движется как бы сама собой. Это совершенно не похоже на то, к чему человек привык в сво­ем повседневном общении с той информацией, какую он получает от окружающего мира, и поэтому выступает как фактор разрушения ста­билизирующих процессов ДСС. Но, с другой стороны, это же оказы­вается и силой, формирующей новое гипнотическое состояние.

Как только гипнотизируемый надлежащим образом отреагиро­вал на простые двигательные внушения, гипнотизер может переходить к более трудным и разнообразным двигательным внушениям, а также к различным когнитивным внушениям, что в еще большей степени способствует включению гипнотизера в структуру самовосприятия гипнотизируемого.

Наконец, отметим, что важным фактором действенности при­емов, применяемых в процедурах гипнотизирования, являются неяв­ные ожидания того, что в представлении той или иной личности свя­зано с гипнотическим состоянием и поведением загипнотизированно­го человека. Например, в работе Р.Шора показано, что студенты кол­леджа обнаруживают неплохие общие знания о том, что представляет собой гипнотическое состояние, хотя их сведения не лишены ошибок. Если человек соглашается быть подвергнутым гипнозу и верит в спо­собности гипнотизера, у него развиваются неявные ожидания того, как именно он будет реагировать на производимые гипнотизером дей­ствия.

ГИПНОТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Если процедура наведения гипнотического состояния прошла успешно, возникает ДИСС, характеризуемое равновесным состояни­ем души. Большинство структур созна­ния пассивны, ряд важнейших психических подсистем не функциони­рует активно. Когда глубоко загипнотизированного человека спра­шивают, о чем он думает или что ощущает, он отвечает: "Ничего". В то же время это состояние характеризуется повышенной внушаемос­тью, значительной мобильностью энергии внимания-осознания. По­этому, когда загипнотизированному внушается какое-либо ощущение, оно переживается им более живо, чем это могло быть в обычном ДСС, когда это ощущение являлось лишь элементом всей целостности обыч­ного опыта. Таким образом, гипнотическое состояние исключитель­но гибко, хотя выглядит как весьма спокойное по сравнению с други­ми состояниями сознания. Ему свойственно также то, что можно было бы назвать "подчинением гипнотическому влиянию" , - подсистема, обеспечивающая чувство самоидентичности, работает так что гипнотизер становится частью самоощущения гипнотизируемого.

Ясно, что приемы, описанные выше, направлены на дестабили­зацию обычных состояний и воздействуют на различные подсистемы психики, подводя их к пределам нормального функционирования. Но когда совершается переход за эти пределы? Этого мы не знаем. Иссле­дователи гипноза, как правило, не обращают нужного внимания на переход от состояния обычного бодрствования к гипнотическому со­стоянию. В ряде конкретных экспериментов, направлявшихся психо­аналитическими идеями, отмечались не­которые переходные эффекты, но мне неизвестны такие исследования, в которых предпринимались бы попытки точного определения при­роды и содержания этого "квантового скачка".

Многие современные исследователи пытались определить, явля­ется ли гипнотическая внушаемость чем-то большим, чем внушаемость в обычном бодрствующем состоянии. При этом часто допускалась серьезная методологическая ошибка: для обобщений использовались данные, полученные в опытах с группами испытуемых, без анализа отдельных случаев. В этих данных не отмечается момент, начиная с которого следовало бы говорить о наступлении переходного состоя­ния, поскольку этот момент есть нечто сугубо индивидуальное, зави­сящее от работы психических подсистем каждого конкретного инди­вида. Иначе говоря, если бы существовал какой-либо параметр, по­зволяющий считать, что произошел скачок от нормального состоя­ния к гипнотическому, и у одного человека такой переход можно было обозначить по некоторой шкале как промежуток между значениями от двух до шести, то у другого человека этот скачок находился бы в интервале от трех до семи, у третьего от четырех до восьми и т.д., сле­довательно, групповые данные расположились бы в непрерывном спек­тре и не было бы никакой возможности определить границы переход­ной фазы. Накладываясь друг на друга, различные определения раз­мывали бы эти границы. Поэтому переходный период между обыч­ным и гипнотическим состояниями представляет особый интерес с точки зрения системного подхода.

Еще одно замечание. Гипнотическое состояние более удобно, чем обычное БСС для сопоставления с иными состояниями сознания. Это понятно, если учесть, что большинство или даже все подсистемы со­знания, находящегося в глубоком гипнозе и не имеющего какого-то конкретного содержания (так называемый "центральный гипноз"), бездействуют или относительно пассивны. Ясно, что обычное состояние бодрствования гораздо сложнее, активнее и специфичнее, чем гип­нотическое состояние.

МЕДИТАЦИЯ И МЕДИТАТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Медитацией называют ряд методов, с помощью которых могут быть наведены ДИСС в какой-то данный момент времени: эти мето­ды не всегда гарантируют успех.

Методы медитации разнообразны. К.Нараньо и Р.Орнстейн вы­деляют три типа: 1) концентрирующая медитация; 2) раскрывающая медитация и 3) экспрессивная медитация. Здесь мы рассмотрим два первых типа, начиная с методов, общих для них, чтобы затем перейти к различиям между этими типами.

Большинство методов медитации начинаются с того, что чело­век располагается абсолютно неподвижно в позе, которая не просто удобна, но связана с тем, что голова, шея и спина образуют как бы одну строго вертикальную линию. Чтобы сохранять эту позу, требу­ется хотя и небольшое, но все же заметное усилие. Подобно тому, как для засыпания или перехода в гипнотическое состояние нужно, чтобы кинестетические рецепторы тела максимально адаптировались к по­ложению тела, так и для медитации нужно, чтобы ощущение своего тела постепенно гасло. Но в отличие от засыпания, большинство лю­дей, входя в медитацию, продолжают поддерживать некоторое мус­кульное напряжение, необходимое для сохранения позы. Гипнотизи­рование может позволить человеку соскальзывать в сон и так же по­степенно просыпаться, но при медитации это невозможно, поскольку нарушило бы весь ход медитирования: это можно сравнить с заснув­шим на ходу человеком, который внезапно споткнулся.

В той мере, в какой чувство самоидентичности во многом обяза­но ощущениям своего тела, угасание телесных ощущений в удобном и застывшем положении также ведет к уменьшению четкости этого чув­ства, что способствует дестабилизации БСС и освобождению психи­ческой энергии.

Абсолютная неподвижность, бездействие также экономят энер­гию, которая автоматически расходуется в деятельности. Таким об­разом, медитация - это некоторое искусственное упрощение состоя­ния сознания.

Вертикальное положение головы, шеи и спины — это также су­щественно входит в систему медитации, согласно которой скрытые возможности человека, так называемая сила Кундалини, располага­ются в основании спины и могут подниматься кверху, активизируя другие разнообразные скрытые возможности, существование которых постулируется — центры психической энергии, или чакры.

Поскольку медитирующий сидит абсолютно неподвижно, его мускульная система действует почти исключительно на поддержание позы. Это еще более сокращает интенсивность стабилизации нагру­женное™. Таким образом, в медитаивной позе угасают многие источ­ники активности, поддерживающие обычное ДСС.

КОНЦЕНТРИРУЮЩАЯ МЕДИТАЦИЯ

Методы концентрирующей медитации в основном сводятся к тому, чтобы направить все внимание на какой-то конкретный пред­мет или явление. Это может быть чувственно воспринимаемая вещь, на которой фиксируется взгляд медитирующего, или какое-либо внут­реннее ощущение, например, вздымание и опускание брюшины при дыхании. Как при гипнозе, медитирующему говорят, что, если его внимание отвлечется от этого фокуса, он должен плавно вернуть пре­жнюю сосредоточенность и более не отвлекаться*.

Все это значительно ограничивает приток информации в систе­му сознания, замедляет ход мыслей, вызываемых различными стиму­лами, исходящими из внешнего окружения, высвобождает энергию внимания-осознания, снижает активность различных подсистем обыч­ного сознания.

Медитирующий концентрирует внимание на чем-то одном, как правило, на некотором внешнем объекте или внутреннем ощущении. Из-за того, что различные рецепторы переутомляются, в сознании медитирующего возможны различные и необычные феномены. Одна­ко в большинстве систематических изложений методов медитации подчеркивается, что такие аномальные впечатления нельзя считать признаками успешной медитации и придавать им какое-то особое зна­чение. Например, в дзен-буддизме есть поучительный рассказ об уче­нике, который опрометью бросился к своему учителю, чтобы описать свое видение богов, спустившихся к нему, и ощущения экстаза, испы­танные им во время медитации. Но учитель спросил: было ли сосредо­точено внимание медитирующего на вздымании и опускании брюши­ны, как того требуют наставления, в тот момент, когда его посетили

* Важно, чтобы восстановление концентрации внимания происходило действительно плавно; если внимание вернется в прежний фокус скачком, как бы преодолевая отвлекающий фактор, потребуется значительный прилив энергии внимания-осознания, которая затем будет циркулировать в системе, поддерживая общее количество. Это послужит стабилизации обычного ДСС с его множественностью осознаваемых объектов.

 

видения? Когда же ученик ответил, что не помнит (в самом деле, ну кто же станет обращать внимание на движения своего живота, когда к нему спускаются боги!), учитель сделал ему выговор за то, что тот позволил себе отвлечься от концентрации своего внимания! Таким образом, аномальные восприятия, которые в обычном состоянии со­знания действуют как силы, разрушающие это состояние, а в состоя­нии гипноза способствуют усилению действия гипнотизера, при ме­дитации не имеют особого значения, и их роль может быть различ­ной*.

Готовясь к медитации, как и к любому наведению измененных состояний, человек явно или неявно ждет того, что должно с ним про­изойти. Явные ожидания зависят от того, что он знает о медитации и целях, ради которых она совершается. Неявные ожидания зависят от того, что неосознанно усвоено из этих знаний, что потенциально со­держится в памяти. Согласуются или не согласуются какие-то из этих ожиданий с наставлениями по медитации, зависит от того, какой имен­но опыт накоплен данной конкретной личностью в прошлых уроках.

СОСТОЯНИЕ, НАСТУПАЮЩЕЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ МЕДИТАЦИИ

К.Нараньо и Р.Орнстейн описывают медитативное состояние сознания, наступающее в результате концентрирующей медитации, как дискретное состояние, для которого характерны "опустошенность", "бессодержательность" или "беспредметность"**. По-видимому, здесь наступает временное прекращение функций всех психологических подсистем. В некотором смысле, который трудно передать словами, есть сознание, но нет сознаваемого, нет объекта сознания. Возникно­вение такого состояния наступает как бы скачком, внезапно. Пока идет

* Другое важное отличие в том, что гипнотизер требует доверия к аномальным эффектам, что способствует его внедрению в психику гипнотизируемого. Гипнотизер в роли "постороннего" был бы просто незаметен, он способен добиться своего результата только тогда, когда способен управлять энергией внимания-осознания гипнотизируемого. Медитирующий же стремится избавиться, как предписывает традиция буддизма, от какой бы то ни было зависимости (от вещей или иных людей) и потому не придает значения отдельным феноменам.

** Речь идет о некотором едином состоянии, наступающем в результате концентрирующей медитации, ибо наши фрагментарные знания не идут дальше этого. Но в ряде учений различаются несколько состояний там, где мы видим только одно. Так, в буддийских текстах описывается восемь различных состояний самадхи, каждое из которых может быть ДСС (...) Действительно ли это описания восьми ДСС, или же только описания разных методов медитации — этот вопрос пока остается открытым перед наукой о сознании.